РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ.
Снегурочка
Следует обратить внимание на изящные имитации оркестром голоса Весны в конце ее арии. И когда Весна сознается птицам, что сама виновата в весенних холодах, ее рассказ музыкально выражен речитативом, в начале которого появляется мотив зябнущих птиц. Видя, как птицы дрожат от холода и бьют крылышками, я предлагала им поплясать, чтобы согреться. И вот начинались песни и пляски. Пляска птиц основана на мотивах кобчика и кукушки, которые в то же время служат аккомпанементом красивому хору птиц и Весны, построенному на темах в народном духе. Я подходила к каждой птичке, улыбаясь, ласкала и утешала, вливалась в их хор и пела вместе с ними. В разгар веселья начинал сыпать иней, повалили хлопья снега, набегали тучки, потом начиналась метель, темнело, луна закрывалась, мгла застилала все, птицы прятались в кусты, а из леса входил Дед-Мороз. В музыке слышится настоящая весна. Лейтгармония словно изображает застывание и замерзание.
Весна пела свое чудесное обращение к Морозу, в котором просила его поскорее уйти на север. Мороз отвечал, что согласен, но прежде он запрет дочку Снегурочку в терем. Я просила его выпустить Снегурочку на свободу. Мороз боится этого, зная, что Ярило-Солнце собирается сгубить Снегурочку, если в ней зародится огонь любви. В этом речитативном дуэте партия Мороза сопровождается бурным развитием в оркестре, а Весны — под аккомпанемент спокойных аккордов.
Прибегала Снегурочка, вся легкая, грациозная. Вспоминаю Нежданову, как она уже за кулисами, на моих глазах, становилась маленькой, детски Застенчивой. Благодаря умной и тонкой разработке деталей костюма Коровиным она превращалась из большой женщины в хрупкую юную девушку. Коровин очень остроумно решал задачу, как нужно уменьшить рост. Внешний вид очень помогал создавать внутренний образ. На вопросы Весны, что влечет Снегурочку к людям, Нежданова чарующее пела: «Людские песни... Хорошо, должно быть, резвиться с подружками и слушать песни Леля». Эта ария Снегурочки построена на грустной теме. Нежданова прекрасно доносила это скрытое, подсознательное чувство Снегурочки, ее желание полюбить, пожить жизнью людей... Когда Снегурочка — Нежданова пела, что, слушая песни Леля, таешь, Дед-Мороз взволнованно советовал дочке избегать пастуха. Начиналось наше чудесное трио, в котором Мороз просил Снегурочку избегать Леля, Снегурочка пела, что любит его песни и не боится его, а Весна успокаивала Мороза... Я обещала Снегурочке исполнить каждое ее желание, помочь ей... В этом ариозо на фоне тремоло скрипок появляется новая тема, записанная Римским-Корсаковым с напева снегиря. Дед-Мороз зовет леших, приказывает оберегать Снегурочку, которая будет теперь жить у берендеев. Трогательно прощалась Весна со Снегурочкой и пела ей: «Когда тебе взгрустнется или нужда будем в чем, ты приходи в Ярилину долину, покличь меня, чего б ни попросила, отказу нет тебе... Снегурочка, прощай, прощай, живи счастливо».
За сценой слышался хор берендеев, провожающих Масленицу. Мороз и Весна прощаются со Снегурочкой и исчезают. После нашего ухода начинались проводы Масленицы. Берендеи появлялись с чучелом Масленицы и пели хором, а Снегурочка одиноко стояла за кустами около дупла. Бобыль и Бобылиха подходят к ней и, после ее слов: «Кто первый нашел меня, тому и буду дочкой», уводят ее. Снегурочка трогательно прощается: «Прощай, прощай, отец, прощай и мама, лес, и ты прощай». Деревья и кусты кланяются Снегурочке. Народ разбегается. Так кончается пролог.
Оркестровое вступление к четвертому действию удивительно искусно сплетено из разных тем и лейтгармоний. Сцена изображает Ярилину долину, в глубине — озеро. Утренняя заря. Выходит Снегурочка и зовет мать. Из озера поднимается Весна, окруженная цветами. В оркестре слышны темы Весны под аккомпанемент нежных секстолей, изображающих движение воды. Весна спрашивает дочку: «Зачем ты звала меня?». В оркестре звучит музыкальная фраза, уже мельком намеченная в прологе. Снегурочка просит Весну «научить ее любви». Весна исполняет просьбу дочери.
Я садилась на зеленую горку, а Снегурочка — Нежданова становилась передо мной на колени. Я держала в руках венок из разнообразных цветов. Надевая его на головку дочери, я перебирала цветы и объясняла ей значение каждого цветка. Эта изумительная ария «заклинания цветов»— призыв к жизни, который должен пробудить в Снегурочке любовь: «Зорь весенних цвет душистый, белизну твоих ланит...» и т. д. Арию Весны сопровождал хор цветов, построенный на лейтмотивах Весны и цветов.
Снегурочка — Нежданова очаровывала всех своей непосредственностью, чистотой и лаской. Так и слышу, как она спрашивала меня: «Ах, мама, мама, что со мной?», и в ее голосе переливались серебристые, нежные, чарующие звуки. Заря разгоралась все ярче и ярче.
В оркестре появляются отрывки мотива Ярилы-Солнца. Весна советует Снегурочке скрывать любовь от глаз Солнца. И, одарив дочь богатствами любви, которые таились в венке цветов, Весна исчезала в озере. В музыке повторялась тема ариозо из пролога...
Опера шла в постановке В. А. Лосского. Дирижировал В. И. Сук. Декорации "были написаны художниками Г. И. Головым и Н. А. Клодтом по эскизам К. А. Коровина. Снегурочку пела А. В. Нежданова и Е. А. Степанова, Мороза — В. Р. Петров, Мизгиря— С. И. Мигай, Леля — К. Е. Антарова, Купаву — К. Г. Держинская.
Иллюстрации к книге:
Царская невеста. Н. А. Рпмского-Корсакова
Часть 51, Часть 52, Часть 53, ...