РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. «ПИКОВАЯ ДАМА». «САДКО». «КНЯЗЬ ИГОРЬ». «КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ». «САМСОН И ДАЛИЛА». «СНЕГУРОЧКА». «МАЙСКАЯ НОЧЬ»
Пиковая дама
Поступив в Большой театр, я 5 февраля 1916 года дебютировала в роли Полины в «Пиковой даме».
Первое выступление! Какое воспоминание в душе артиста может сравниться с памятью об этом дне? Полная радужных надежд, вышла я на сцену. Большого театра, как входят в родной дом. Таким домом был и остался для меня этот театр на протяжении всей моей более чем тридцатилетней работы в нем. Здесь прошла большая часть моей жизни, с этим театром связаны все мои творческие радости и удачи. Достаточно сказать, что за все годы своей артистической деятельности я ни разу не выступала на сцене какого-нибудь другого театра.
Тепло и душевно встретили меня будущие товарищи, участники моего первого спектакля «Пиковой дамы»: И. А. Алчевский — Герман, Е. Г. Азерская — Графиня, Ф. Б. Павловский — Томский, С. И. Мигай — Елецкий, Е. К. Катульская — Прилепа, В. И. Сук, дирижировавший спектаклем, и особенно К. Г. Держинская, которая исполняла роль Лизы.
Ксения Георгиевна была прекрасной певицей, обладавшей обаятельным голосом, тонкой артисткой. Она занимала ведущее положение в театре и пела все центральные партии. В дальнейшем моя работа была тесно связана с ней, так как мы выступали в одних спектаклях. Ксения Георгиевна была отзывчивым человеком и хорошим товарищем; она поступила в театр на год раньше меня и очень помогала мне. Кроме того, она была так музыкальна, что мне было приятно петь вместе с ней.
Над партией Полины я работала уже раньше в консерватории с Мазетти. Для меня петь новую партию — это значит вступить в новый мир. Для того чтобы подготовиться к этому, воплотиться в новый образ, почувствовать нового человека, нужна длительная творческая подготовка, большая углубленная работа. Мне представляется неверной мысль, что партия, недостаточно подготовленная к первому спектаклю, может быть легко улучшена, «доработана» на следующих. Иногда эти досадные пятна «сырой» роли чрезвычайно трудно вытравить.
Я не могу сказать, какие образы среди множества ролей моего репертуара особенно дороги мне как артистке. Каждая роль, рождающаяся в результате огромной работы, овладевала мной целиком, подчиняла себе все мои чувства и мысли, особенно роли в русских операх, проникнутых поэзией близких мне с детства русских песен, былин и сказок.
Итак, несколько слов о моем дебюте в Большом театре в роли Полины. Давно это было, а мне порой кажется, что только вчера, так свежи в моей памяти воспоминания о первом спектакле.
Полина не является активным действующим лицом, она введена Чайковским как еще одно женское вокальное звучание. Для нее написаны два контрастных номера: грустный романс и живая]русская песня.
Вспоминаю комнату Лизы: вечер, дверь на балкон, выходящая в сад, широко раскрыта, посреди сцены клавесин, за которым сижу я. Лиза стояла около меня, вокруг нас полукругом расположились подруги. Мы с Лизой исполняли наш дуэт. На мне было бледно-розовое платье из шерстяной вуали, отделанное черными бархатными бантиками и кружевами, белый парик со спускающимся на левое плечо локоном, кокетливая черная мушка на правой щеке, белые чулки и черные атласные туфельки.
Такое же платье (только бледно-голубое) было на Лизе. Нам говорили, что мы очень хорошо дополняли друг друга и что наши голоса в дуэте хорошо сливались.
После дуэта «Уж вечер...», который всегда очень тепло принимали, Лиза просила меня: «Спой, Поля, нам одна». «Одна? Но что же спеть?..»— задумывалась я и решала: «Я вам спою романс любимый Лизы»...