Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Воспоминания о Н.А.Обуховой. Часть 39

УЧЕБА В КОНСЕРВАТОРИИ. ЗНАКОМСТВО С А. В. НЕЖДАНОВОЙПЕРВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ. ПРОБА   В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ  В БОЛЬШОЙ ТЕАТР

(продолжение) 

С Умберто Августовичем Мазетти мы расстались очень сердечно, тепло,   он  обещал  продолжать  со  мной  заниматься,   готовить  репертуар.

Вскоре после окончания консерватории я вышла замуж. Мой муж — Павел Сергеевич Архипов — служил в Большом театре: он заведовал постановочно-монтировочной частью.

По окончании консерватории до моего поступления в Большой театр в 1916 году я много концертировала, выступала в Москве и выезжала в концертные поездки.

В 1914 году, когда началась война, мой муж как прапорщик запаса был призван в дружину ополчения. Дружина находилась в маленьком городке Павловске под Воронежем, на берегу Дона. Мне было разрешено поехать к нему.

Через несколько месяцев дружина двинулась к фронту. Мы ехали воинским эшелоном через города, подолгу останавливаясь на запасных путях; последней нашей остановкой был город Холм, откуда мы ехали уже на лошадях через Красностав в Замостье. Из Замостья дружина получила приказ перейти на передовые позиции в Перемышль. В это время мой муж серьезно заболел и был эвакуирован в Москву в госпиталь. Я его сопровождала. Врачебная комиссия освободила его от военной службы, и он вернулся к своей работе в театре.

Два года работала я сестрой в госпитале, который находился в Брюсовском переулке. Часто пела раненым солдатам просто в палатах, без аккомпанемента. Особенно любили они слушать русские песни «Помню, я   еще  молодушкой  была»,   «Наша   улица — зеленые  поля»  и  другие. Я много участвовала и в разных благотворительных концертах.

Вернувшись в Москву, я возобновила мои занятия с У. А. Мазетти, готовила с ним репертуар к предстоящим концертным выступлениям. Летом я должна была выступать в Москве, в Сокольниках, в симфоническом концерте под управлением дирижера Н. А. Федорова и исполнять ариозо Морозовой из оперы «Опричник» Чайковского, а зимой — в Петрограде, в симфоническом собрании в Большом зале Петроградской консерватории и петь «Фавна и пастушку» И. Ф. Стравинского. Для биса я готовила романс Стравинского «Весна монастырская» и романс Штейнберга. Этот концерт должен был идти в сопровождении оркестра под управлением Н. А. Малько.

Работала я с Мазетти также над романсами Чайковского, Даргомыжского. Начала разучивать партию Кармен. С особым волнением приступила я к работе над моей любимой ролью. Это были незабываемые часы. После урока Умберто Августович всегда оставлял меня у себя и угощал завтраком, который состоял из традиционных итальянских макарон. Я уезжала от него всегда радостная, бодрая, веселая, увлеченная работой, со светлыми, радужными надеждами на будущее.

Мысль о поступлении в Большой театр никогда не покидала меня, я продолжала упорно работать, совершенствоваться, расширять репертуар. Однажды, совершенно неожиданно для меня, я узнала, что Теляковский назначает мне пробу в Большом театре.

На пробе я пела под оркестр арию Далилы «Открылася душа»-. Дирижировал Н. А. Федоров. В комиссии! были управляющий Московской конторой императорских театров С. Т. Обухов, дирижеры В. И. Сук и Э. А. Купер, хормейстер У. И. Авранек, главный режиссер В. П. Шкафер и некоторые артисты.

Проба прошла удачно, и я была принята в труппу Большого театра.

Часть 38, Часть 39, Часть 40, ...