УЧЕБА В КОНСЕРВАТОРИИ. ЗНАКОМСТВО С А. В. НЕЖДАНОВОЙ. ПЕРВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ. ПРОБА В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ В БОЛЬШОЙ ТЕАТР
(продолжение)
Когда я впервые услышала Нежданову, имя ее уже гремело. Меня покорил пленительный тембр ее голоса необычайной красоты и ясности, который лился, как чудесные звуки скрипки Страдивари в руках виртуоза. Природная музыкальность Антонины Васильевны и ее огромное артистическое дарование, блестяще отшлифованное великолепной школой, довели технику ее исполнения до предельного совершенства. Казалось, что все ей дается легко, что для нее не существует вокальных трудностей и чарующий звук ее голоса без всяких усилий, свободно и легко летит к слушателям...
Пора расцвета артистического дарования Антонины Васильевны счастливо совпала с порой блистательного расцвета таланта Леонида Витальевича Собинова. Кому пришлось видеть их, тот не может забыть созданные ими художественные образы: Ромео и Джульетты, Виолетты и Альфреда, Эльзы и Лоэнгрина, Манон и Дегрие, Лакме и Джеральда, Джильды и герцога, Лейлы и Надира, Мими и Рудольфа и других.
Бесчисленные концертные выступления и гастрольные поездки Антонины Васильевны были всегда триумфом, и недаром имя «Нежданова» стало нарицательным именем самой знаменитой певицы. Своим артистическим исполнением на оперной сцене и на концертных эстрадах Антонина Васильевна внесла большой и ценный вклад в сокровищницу нашего искусства. Моей заветной мечтой было познакомиться с ней.
Зная об этом, дядя Сергей Трофимович однажды предложил мне пойти с ним к Антонине Васильевне. Я, конечно, страшно обрадовалась, но всю дорогу очень волновалась при мысли о предстоящей встрече. Антонина Васильевна жила тогда на Никитском бульваре. Я хорошо помню ее чудесную квартиру, гостиную, залитую солнцем, цветы, картины, фотографии и портреты, изображавшие Антонину Васильевну в ее ролях.
Она встретила меня очень приветливо, ласково, была такой обаятельной и простой, что мне сразу стало легко с ней. Антонина Васильевна сказала, что рада видеть меня и что много слышала обо мне от Мазетти. Она очень интересовалась моими занятиями в консерватории и выразила желание прослушать меня, когда у нее будет Умберто Августович. В назначенный день я пришла к ней. Мазетти уже был там. Я спела под его аккомпанемент два классических произведения — «Саго гшо Ьеп» Джордани и «Plaisir d'amour» Мартини.
Антонина Васильевна похвалила меня и сказала, что ей очень понравился мой голос. Она сразу же предложила разучить с ней несколько дуэтов, сказав, что наши голоса должны хорошо сливаться, что у нас одна и та же школа.
Так, еще будучи ученицей консерватории, я участвовала во многих благотворительных концертах, выступала в дуэтах с Антониной Васильевной. Мы очень спелись, и когда я окончила консерваторию, Антонина Васильевна продолжала приглашать меня в свои концерты. Запомнился мне концерт в Петербурге, в Благородном собрании (ныне Ленинградская филармония), где Нежданова имела огромный успех. Публика устроила ей овацию, и для меня было особенно дорого, что на эти овации Антонина Васильевна все время выводила вместе с собой меня, еще начинающую певицу, а мне говорила, что ей очень приятно петь со мной.
В этом концерте принимали участие пианист Николай Орлов, ученик Игумнова, который вместе со мной кончал консерваторию, и скрипачка Цецилия Ганзен.
Впоследствии Антонина Васильевна приглашала меня и в свои гастрольные поездки, от которых у меня остались самые светлые, самые хорошие воспоминания.