Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Воспоминания о Н.А.Обуховой. Часть 27

В МОСКВЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ В КОНСЕРВАТОРИЮ. ВТОРОЙ ОТЪЕЗД В ИТАЛИЮ

(продолжение)

 

Мы выехали очень рано, везли много гостинцев, плетенок, коробок. У станции стояли тройки с бубенцами, ямщики хорошо знали дядюшек и весело их приветствовали.

Ехали мы чудесной холмистой дорогой, кругом зеленели поля, протекала извилистая речка Истра, а на холме высился златоглавый монастырь — Новый Иерусалим.

Мы подъехали к старенькому деревянному домику; услышав звон бубенцов, нас вышла встречать тетя Катя. Наш приезд был большим событием, и нас не сразу пустили к бабушке, ее подготовили к встрече с нами, ведь она видела нас еще совсем маленькими. Бабушка сидела в кресле, когда мы к ней вошли; она была старенькая, больная, меня поразили ее большие карие проницательные глаза. Она долго всматривалась в нас: «Ах, вот они какие, Андрюшины девочки... Я буду вас любить». Наш папа был ее любимцем, и от бабушки скрывали его болезнь. В комнатах было очень уютно, на окнах много цветов и комнатных растений, всюду старинная мебель красного дерева, на стенах фамильные портреты. Перед балконом был разбит чудесный цветник, за цветником начинался большой овраг, и по вечерам оттуда доносилось соловьиное пение.

Из рассказов тети Кати я узнала, что бабушка в молодости была очень красивой, много выезжала, бывала в театрах, на концертах, у нее было великолепное контральто, и своим пеним она сводила всех с ума.

Впоследствии я часто ездила к бабушке и любила слушать ее рассказы... В ее доме все дышало моим дедом, поэтом Баратынским. Бабушка часто рассказывала нам о нем, как он любил родину, русскую природу и как увлекался хозяйством в своем имении — Муранове; теперь там подмосковный музей. Я любила слушать, когда она читала:

Я помню ясный, чистый пруд;

Под сению берез ветвистых,

Средь мирных вод его три острова цветут;

Светлея нивами меж рощ своих волнистых,

За ним встает гора, пред ним в кустах шумит

И   брызжет  мельница.   Деревня,   луг  широкой,

А там счастливый  дом... туда душа летит,

Там не хладел бы я и в старости глубокой!

Там сердце томное, больное, обрело

Ответ на все, что в нем горело,

И снова для любви, для дружбы расцвело

И  счастье вновь  уразумело...

Мой дед проявлял живейший интерес к земледелию, садоводству, огородничеству, занимался устройством лесопилки у себя в деревне.

Сердце поэта искало вдохновения в деревенской глуши, в сельском уединении. Даже в знаменитой элегии «Родина» он выражает свое заветное желание, состоявшее в том, чтобы возделывать «отеческое поле». Как хорошо говорит он об этом!

Я с детства полюбил сладчайшие труды.

Прилежный,  мирный плуг,  взрывающий  бразды,

Почтеннее меча......

А ты, мой старый друг, мой верный доброхот,

Усердный пестун мой, ты, первый огород

На отческих полях разведший в дни былые!

Ты поведешь меня  в  сады свои густые,

С Деревьев и цветов расскажешь имена;

Я сам, когда с небес роскошная весна

Повеет  негою  воскреснувшей  природе,

С тяжелым заступом явлюся в  огороде.

Приду с тобой садить коренья и цветы...

А там, где ручеек по бархатному лугу

Катит задумчиво пустынные струи,

В весенний ясный день я сам, друзья мои,

У брега насажу лесок уединенный,

И липу свежую, и тополь осребренный.

В тени их отдохнет мой правнук молодой...

С особым волнением слушала я эти последние строки; слова о правнуке, о будущем России заставляли мое сердце особенно сильно биться. Я сама так верила в Россию, так беспредельно любила с раннего детства родину, все русское.

Пушкин высоко ценил творчество Баратынского и говорил про него: «Никогда [Баратынский] не тащился по пятам... он шел своей дорогой — один и независим». Известны пушкинские строки, обращенные к Баратынскому:

Стих каждой повести твоей

Звучит и блещет, как червонец.

А как хороши элегии Баратынского! Как они поэтичны, музыкальны! Не мудрено, что Глинке захотелось написать свой чудесный романс на слова деда «Не искушай меня без нужды». Эта элегия Баратынского прекрасно сочетается с музыкой Глинки. Я всегда с особым чувством пою этот романс и предпочитаю вариант, написанный для сольного пения. Мне кажется, что, когда исполняешь этот романс одна, больше выявляются смысл и глубина элегии.

 

Иллюстрации к книге:

Н.А. Обухова, А.В. Нежданова и др.

1912

Н.А. Обухова, А.В. Нежданова и др.1912 

Часть 26, Часть 27, Часть 28, ...