Концертная деятельность занимает много страниц в творческой биографии Обуховой. Уже в первые годы работы в Большом театре она появлялась на концертной эстраде, исполняя, в частности, сольные партии в финалах Девятой симфонии Бетховена и Первой симфонии Скрябина. Затем в ее репертуар вошел еще один шедевр — моцартов-ский «Реквием». В тридцатые годы, продолжая принимать участие в симфонических концертах, Надежда Андреевна все чаще и чаще появляется на камерной эстраде. В Бетховенском зале Большого театра она исполняет в 1932 году программу, целиком составленную из романсов Чайковского, затем принимает участие в нескольких концертах, состоявшихся в ознаменование столетия со дня смерти Гёте, а в 1937 году — в концертах «пушкинского года», всенародно отмечавшегося в нашей стране.
Приложенный к нашему сборнику список показывает, насколько обширным был концертный репертуар Н. А. Обуховой, исполнявшей произведения русских и зарубежных классиков, современных композиторов, бесчисленные обработки народных песен, преимущественно русских. Надежда Андреевна была первой выдающейся певицей, в репертуаре которой так широко было представлено творчество советских композиторов. Вряд ли можно дать ответ на вопрос, почему в этот список вошли наряду с выдающимися мастерами некоторые сШ тшогез, но отсутствует, скажем, лирика Мясковского, Прокофьева и Шебалина. Но если попробовать не. анализировать детально репертуар Надежды Андреевны, а составить себе общее представление о нем, то создастся убеждение, что ее неизменно тянуло к песенной стихии, понимаемой в самом широком смысле этого слова.
Обуховой были доступны все, без каких бы то ни было исключений, лирические и драматические градации в этой области. Голос ее, как уже отмечалось, отличался не только большим диапазоном и гибкостью, но и редкой красотой и богатством тембра, многочисленные оттенки которого Надежда Андреевна виртуозно подчиняла эмоциональному содержанию исполняемого произведения. Поиски красочности вокально-инструментального звучания сказывались и в ее оперной деятельности, в выступлениях с сопровождением фортепьяно, народных инструментов, гитар и струнных смычковых, причем для «обуховских ансамблей», как известно, делались специальные обработки и транскрипции.
На протяжении последних двадцати лет деятельности Обуховой камерное творчество становится в ее жизни явно преобладающим. В эти десятилетия, хронологическим рубежом которых было начало Великой Отечественной войны, ознаменовавшееся громадным патриотическим подъемом и напряжением всех сил нашего народа, Обухову можно было видеть в радиостудиях, в военных госпиталях в клубах, в общественных организациях, в больших и малых концертных залах. Поистине она не только с честью носила высокое звание народной артистки, но и была ею в самом полном смысле слова.
Слава ее перешагнула рубежи нашего отечества, но служила она своим великолепным искусством больше всего, прежде всего и превыше всего родному народу, служила до последних месяцев своей жизни, сохранив поразительный голос, блестящее мастерство и жажду отдать все это людям:
Пусть очаруются, пусть улыбнутся...
Едва ли, правда, этими словами поэта можно передать все то, что приносила людям Обухова, умевшая вызвать не только улыбку, но и слезы участия к горькой судьбе обездоленного человека. И люди были безмерно счастливы, слушая Обухову, как счастливы они и сейчас, когда доходит до их слуха ее голос, пусть даже в механической записи, не всегда, увы, совершенной.
Но была еще одна сторона жизни Обуховой — не великой певицы, покорявшей сердца, а простого человека, к которому даже незнакомые люди обращались за помощью как к самому близкому другу. Она всегда оказывала эту помощь — и добрым словом, и бессмертной песней, и всем тем, чем она могла поделиться с людьми. В галерее образов, созданных Обуховой, встают перед нами облики трагедийных героинь, глядящих в глаза смерти во имя любви, и еще один, едва ли не самый пленительный облик — простой, ласковой и мудрой русской женщины, простирающей руки к людям и зовущей их к «новым берегам», к новым свершениям во имя жизни.
Игорь Бэлза