Совершенную технику Ваганова передавала своим ученицам не ради техники, она учила их прежде всего танцевать, а в каждом танце видеть свою задачу и определенный образ. Когда ученица Вагановой покидала школу и попадала на сцену, мастерство, приобретенное в вагановском классе, подчинялось глубоко эмоциональному вдумчивому прочтению роли, свойственному русской школе классического танца. Ваганова воспитала целую плеяду отличных балерин — Семенову, Уланову, Дудинскую, Иордан, Шелест, Балабину, Вечеслову, Моисееву, Колпакову, — балерин очень разных по индивидуальности, но виртуозных, владеющих совершенной школой. Попав к Вагановой в класс артистов балета, Плисецкая как бы снова стала ученицей. И работа с таким большим мастером много дала ей. Стремление развить свою технику, максимально пополнить свои знания, приобретенная прекрасная школа быстро сказались на росте семнадцатилетней танцовщицы. За первый год работы в театре она подготовила и исполнила свыше двадцати ответственных партий в различных балетах и оперных дивертисментах.
С первых шагов на сцене Майя Плисецкая показала себя достойной участницей замечательной балетной труппы Большого театра. Ведущей балериной в те годы была Марина Семенова. Царственная, величавая, сильная и необыкновенно пластичная, она служила для юной Плисецкой идеалом, к которому та стремилась. К концу войны в Большой театр окончательно перешла Галина Уланова. Ее проникновенное искусство, исключительная музыкальность и кантиленность танца вдохновляли Плисецкую. Ведущими танцовщиками в ту пору были такие мастера, как А. Мессерер, М. Габович, А. Ермолаев, А. Руденко, Ю. Кондратов, А. Царман. Главное же заключалось в том, что в труппе Большого театра поддерживалась его неизменная традиция — создание правдивого образа в танце. Молодая танцовщица попала в творческую атмосферу, требовавшую от каждого артиста непрестанного повышения мастерства.
Своего рода школой, последовательно направляющей рост творчества Плисецкой, стало для нее «Лебединое озеро» Чайковского. Сначала Плисецкая была занята в танце шести лебедей, исполняла невесту, затем ей поручили одного из трех лебедей. «Три лебедя» — заметный номер в стройной композиции балета. От всех трех танцовщиц требуются первоклассные внешние данные, уверенное владение техникой, статность. Майя Плисецкая привлекла к себе всеобщее внимание. Уже полюбивший ее зритель выделял ее и в этом, не сольном танце. Характерно, что даже в ансамблевых номерах, где каждая исполнительница делает то же, что и другие, Майя Плисецкая всегда выделялась своей индивидуальностью, в то же время ничем не нарушая ансамбля.
А 24 октября 1943 года Плисецкая впервые выступает в па-де-труа первого акта «Лебединого озера» (для двух солисток с кавалером). В этом па-де-труа по традиции танцуют первые солистки балета, и поручение этой ответственной партии такой молодой танцовщице явилось признанием ее незаурядных данных. После общего адажио ей предстояло исполнить сольную вариацию. Это не просто классическая вариация (хотя она и насыщена трудными, требующими виртуозного владения техникой, движениями), а танец молодой, жизнерадостной, веселой девушки, как бы соревнующейся в искусности со своей подругой. Плисецкая отлично станцевала вариацию, правильно передав ее характер.