Билеты в Большой театр
8-495-411-30-73
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Михаил Габович

С именем выдающегося танцовщика Михаила Марковича Габовича связаны многие достижения балета Большого театра.Габович 1 Он танцевал главные партии почти во всех советских балетах, шедших и идущих на сцене Большого театра: Футболиста (в балете «Футболист», 1930), Фрондозо («Комедианты», 1931), Актера («Пламя Парижа», 1933), Вацлава («Бахчисарайский фонтан», 1936), Владимира («Кавказский пленник», 1938), Андрея («Тарас Бульба», 1941), Принца («Золушка», 1945), Ромео («Ромео и Джульетта», 1946), Евгения («Медный всадник», 1949), Ма Ли-чена («Красный мак», 1949).

Артист никогда не гонится за чисто внешней эффектностью. Наоборот, его творческая манера отличается строгостью танцевальных движений, сочетающейся с выразительностью мимики, благородной сдержанностью жеста.
Созданные им идейно насыщенные, реалистические образы надолго запоминал советский зритель.
Родился Михаил Маркович Габович в 1905 году в селе Большие Гуляки, Киевской области. После общеобразовательной школы он поступил в Хореографическое училище БольшогоГабович 2 театра, которое окончил по классу Александра Алексеевича Горского. Этот крупнейший мастер сыграл большую роль в формировании творческого облика Габовича, учившегося также у таких мастеров, как В. Тихомиров, И. Смольцов, В. Рябцев, И. Сидоров и режиссер А. Петровский.

Уже в училище четко определился профиль Габовича как классического танцовщика, обладающего большим красивым прыжком и виртуозной балетной техникой. Все эти качества проявились в первых же его выступлениях на сцене Большого театра, в балетную труппу которого он был принят в 1924 году. Вскоре он уже танцевал Океана в «Коньке-Горбунке», Фавна в «Эсмеральде», выступал в па-де-труа в «Лебедином озере». Затем Габович начал исполнять ведущие партии в «Спящей красавице», «Дон-Кихоте», «Лебедином озере», «Баядерке». Его партнершами были А. Абрамова, Л. Банк, Н. Подгорецкая, В. Кудрявцева.
Значительным этапом на творческом пути Габовича была его углубленная работа над образами советских балетных спектаклей.

Если раньше его знали как хорошего классического танцовщика, воспитанного на традициях Горского и Тихомирова, то уже созданный Габовичем образ Владимира в балете «Кавказский пленник» представлял серьезный шаг вперед. Артисту бесспорно удалась эта попытка создать облик юноши, увлекшегося вольГабович 4нолюбивыми стремлениями декабристов.

То был один из первых правдивых пушкинских образов в советском балете. Здесь еще, правда, пантомима превалировала над танцем, позволяя артисту проявить свое драматическое дарование. Следующей постановкой, в которой он мог сочетать это дарование с танцевальным мастерством, был балет Соловьева-Седого «Тарас Бульба».

Образ Андрея – одна из больших творческих удач М. М. Габовича. Артисту удалось воплотить на сцене широкую многокрасочную стихию народных танцев, о которых Гоголь так образно писал в своих «Петербургских записГабович 3ках»: «...Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий – у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный – у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый – у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий...»

Особенно запомнилась лихая казацкая пляска, в которой оживает на сене удаль и молодечество Запорожской Сечи. Наряду с блестящей техникой артист демонстрирует в этой партии и большую драматическую выразительность, особенно в сцене посвящения его поляками в рыцари. Танцовщик убедительно рисует охватившее Андрея смятение чувств, трагическое состояние молодого казака, который понимает, что он изменяет родине из-за любви к прекрасной панне.

Следующей крупной работой Габовича была партия Принца в балете Прокофьева «Золушка». Здесь артист далеко отошел от шаблона «балетного принца», создав образ обаятельного, вдумчивого человека с большим сердцем. Отсюда те черты энергии, смелости, пренебрежения к условностям придворного общества, которыми артист насыщает эту партию. И если Золушке душно в затхлой обстановке мещанской семьи, то Принц – Габович задыхается в дворцовой обстановке с ее пустоГабович 5й суетой, лестью и двуличием.

Вот в пышный дворцовый зал врывается, как вихрь, молодой Принц. Возобновляется мазурка, прерванная его появлением. Он как бы нехотя принимает участие в танце с двумя сестрами – дочерьми сварливой мачехи. И неожиданно, под звуки чарующей музыки, в зале появляется Золушка, которая покоряет Принца с первого взгляда. Зал постепенно пустеет. Принц и Золушка остаются одни, и между ними происходит объяснение в любви. В этой сцене Габович, несмотря на внешнюю сдержанность, выразительно рисует силу чувства, вспыхнувшего в сердце юноши.

Увлекшись танцем, Золушка забывает о времени. Но вот слышится угрожаюГабович 6щее тиканье маятника. Золушка стремительно покидает дворец, впопыхах теряя туфельку. Потрясенный внезапной разлукой, Принц – Габович прижимает к груди эту крохотную туфельку – все, что осталось от прекрасного видения, – ив необычайно пластичном танце словно ищет девушку, так поразившую его воображение.

Вершиной творчества Габовича по справедливости считается партия Ромео в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта». Очень характерна для развития этого образа сцена на балу. Когда Джульетта – Уланова случайно сбрасывает с лица своего будущего возлюбленного маску, то зритель видит целую гамму чувств, отражающихся на этом лице, – от безмолвного страстного вопроса, достоин ли он любви Джульетты, до откровенного и яркого выражения пламенного чувства к ней. И когда друзья напоминают, что пора покинуть дом Капулетти, Ромео – Габович уже намеренно сбрасывает маску, – с этой минуты для него не существует никого, кроме Джульетты.

В сцене в саду Ромео также весь во власти своей любви. Широкие, стремительные танцевальные движения, мягкие, точно замедленные, прыжки, нежная и мужественная поддержка в дуэтах с графической выразительности призваны передать это чувство. Полон юношеского оптимизма и веры в будущее Ромео в сцене венчания с Джульеттой – одной из наиболее патетических сцен спектакля.
Когда взгляд Ромео падает на череп, лежащий на столе в келье патера Лоренцо, то лишь на секунду мрачнеет взор юноши, который гонит прочь от себя это грозное предзнаменование, так контрастирующее с чувством всепобеждающей любви юноши к Джульетте Габович 7.

Психологически выразительна сцена поединка с Тибальдом, которую Габович проводит с большим мастерством. Во имя своего светлого чувства к Джульетте он сдерживает гнев и совершенно далек от мысли нанести вред противнику. Но вот убит его лучший друг – Меркуцио. Черты пламенного гнева искажают лицо Ромео. Он преображается. Жажда мести светится в его сверкающем взгляде. Тут уже Ромео отбрасывает всякую сдержанность и мстит за погибшего друга.

И снова он совершенно перевоплощается в эпизоде прощания с Джульеттой. Взволнованность и грусть, сквозящие в его танце, сменяГабович 8ются ощущением уверенности в грядущем счастье.
Надолго запоминают зрители Ромео – Габовича в последней сцене балета, когда уверенный в том, что перед ним лежит труп Джульетты, он, ни секунды не задумываясь, выпивает яд. Никто и ничто не в силах разлучить его с Джульеттой. Любовь побеждает смерть...

Если в исполнении партии Ромео проявилась лирическая сторона дарования Габовича, героический образ Ма Ли-чена в балете «Красный мак» Глиэра также следует считать большой удачей артиста, раскрывшего социально насыщенный, идейно правдивый образ вожака китайских кули.
Изобретательно и ярко доносит Габович до зрителя, на языке танца, рассказ о былых страданиях китайского народа (пантомима в сцене народного танца). В лаконичной и острой сатирической форме показывает он колонизаторов и их стремление к порабощению азиатских народов. Вот он имитирует в танце рикшу, нагруженного непомерной тяжестью и падающего от изнеможения. Через секунду, точно перевоплотившись, он рисует уже фигуру босса с моноклем в глазу, брезгливо снимающего перчатки и дающего пинок ногой упавшему рикше... И вдруг, под возникающую в оркестре и все явственнее звучащую мелодию «Интернационала», Габович–рикша» поднимается с колен. Это уже не голодный и нищий кули, а борец и грозный мститель, зовущий свой народ к свободе и счастью.

Свою творческую работу М. М. Габович сочетает с большой общественно-политической деятельностью. Долгое время он являлся секретарем парторганизации балета Большого театра, а в 1941–1942 годах был директором и художественным руководителем филиала Большого театра. Он удостоен звания народного артиста РСФСР и награжден орденами и медалями Советского Союза. Б декабре. 1954 года артист назначен художественным руководителем Хореографического училища Большого театра.

Михаил Габович: Комментарии зрителей (2)

Марина 2013-01-07
Согласна, великий танцовщик, один из лучших того времени!

Евгений Брик 2012-07-09
Мне сейчас 80 лет. Михаила Габовича я видел в Большом лет 60 тому назад, но до сих пор, не знаю почему, отлично помню его Ромео. Огромное впечатление молодости. Виликий был танцовщик.