Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Найденные в «Вертере» принципы разрешения спектакля-концерта с успехом были применены в «Орфее» Глюка. Уже сам факт выбора гениального творения был отраден. Москва впервые знакомилась с шедевром мировой музыкальной драматургии. Орфея, согласно двум редакциям Глюка, пели поочередно Козловский и Максакова. Строгость линий, возвышенность образов, динамичность, явившаяся результатом удачной планировки действия, превосходное музыкальное воплощение всей оперы снискали спектаклю заслуженный успех. Достоинства бессмертного творения Глюка нисколько не померкли в концертном исполнении. В спектакле убедительно ярко воспроизведена драматическая действенность античного сюжета, человечность и грандиозность образа легендарного певца, своим искусством заставляющего повиноваться природу. В роли Орфея Козловский еще раз с огромной силой продемонстрировал, как плодотворен для певца синтетический жанр музыкальной трагедии.
Способность к драматическому перевоплощению помогла Козловскому переключиться с высот античного мифа на бытовую драму. Дух Тараса Шевченко чутко уловил и передал артист в роли Андрея (опера Аркаса «Катерина»). Простота, глубина и сердечность переживаний Андрея сами собой ассоциируются с безмерной тоской гениального украинского поэта. И здесь — близость к природе, и здесь — те гуманистические черты, которые особенно с родни дарованию артиста. Государственным ансамблем оперы Козловский руководил активно, творчески заинтересованно. Репертуарные планы, самый профиль коллектива, принципы его организации дп мельчайших деталей продуманы, проанализированы Козловским. Работа и ансамбле была для него ступенью к еще большему слиянию музыкального и драматического начал.
Годы Великой отечественной войны застают Козловского в расцвете его творческих сил. Продолжая интенсивную оперную и концертную деятельность, артист весь свой талант посвящает служению родине. Одним из первых он организует концерты в фонд обороны, принимает в них участие, выезжает на фронт, в освобожденные города родной Украины, посещает госпитали и всюду несет с собой большую радость настоящего искусства. Памятны несколько эпизодов концертной деятельности Козловского этой поры. Только что доблестными войсками Красной Армии взят Харьков. В двадцати пяти километрах от второй столицы Украины, в селе Средине Проходы, в час отдыха от боев победители-бойцы собрались послушать любимого артиста.
Вишневый садик возле украинской хаты. Вечереет. Заходит солнце. Утомленные боем, длительными переходами, красноармейцы после августовского знойного дня облегченно вздыхают в прохладной тени. На лицах улыбка. Несется нежная, пленительная мелодия украинской песни «Солнце низенько». А потом слушатели — офицеры и бойцы — наперебой «заказывают» любимые арии, песни. Льются звуки романсов Чайковского. Разительным контрастом отгремевшему шуму смертельного боя представляются шедевры русской классики: «Хотел бы в единое слово», «Средь шумного бала».
Козловский пел эти романсы, раскрывая в мелодиях Чайковского их сокровенный смысл, душенную красоту. И эта красота музыки доходила с особенной силой до сердец слушателей. В день парада советских войск после взятии Харькова, в полуразрушенном, лишенном электричества доме, временном пристанище командования, поздно вечером выступил Иван Семенович Козловский. Перед исполнением песен он сказал несколько слов о чувстве советского патриота, который видит за дымными, серымч стенами раненого города его быстрый расцвет, восстановление. А потом Козловский пел украинские песни, исполнял по просьбе слушателей любимую песню из фильма «Два бойца»... Негромко, задушевно и глубоко проникновенно пел артист, обращаясь в такой необыкновенной обстановке к необыкновенной аудитории.
Бывали у Кочловского и встречи с земляками из Марьяновки далеко от плененного тогда врагами украинского села. Так, во время посещения госпиталя в Куйбышеве Иван Семенович пел народные песни в одной из палат, где лежал офицер — его земляк. С хором Куйбышевской оперы Козловский нередко пел такие русские песни, как «Степь да степь кругом», «Ой, да ты, калинушка». Раненые с глубоким вниманием вслушивались в бесхитростные, прекрасные звуки песен.
В дни войны Козловский напел несколько пластинок с романсами и песнями, предваряемыми кратким обращением артиста к слушателям-бойцам. Эти пластинки, вместе с необходимыми в солдатском быту вещами, вкладывались о посылки и шли на фронт как дорогие подарки. Несколько песен об Отечественной войне (в том числе «Прощальный вальс» Марка Фрадкина), русские народные песни («Липа вековая», ямщицкая «Эй вы, ну-ли, что заснули»), украинские песни (на слова Шевченко «Огни горят») были записаны на пленку в годы Отечественной войны. На концерте польской музыки Иван Семенович выступал с четырьмя польскими песнями в обработке В. Иванникова. Особенно запомнились «Гей ты, Висла» и «Жаворонок», тонко, с артистическим огоньком спетые Козловским.
Иван Семенович Козловский достиг больших высот искусства, колоссальной популярности а народе. Партия и советское правительство признали его выдающиеся заслуги в области советского искусства. Народный артист СССР, награжденный орденами Ленина и «Знак почета», лауреат Сталинской премии первой степени, Козловский творчески молод, полон кипучей энергии. Патриот советской родины, он все свои силы отдает социалистическому искусству.
Другие оперные певцы Большого театра: Лисициан, Лемешев, Шаляпин, Анджапаридзе, Нэлепп.