Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Постановки прошлых лет: "Лауренсия" (1958 г.). Часть 2.

Ранее: 1.

ЛауренсияСтремясь сохранить национальный колорит пьесы Лопе де Нега, композитор использовал в балете ряд подлинных испанских народных мелодий, в том числе популярные Арагонскую хоту и Ла фолиа. Многие танцы и сцены пронизаны характерными интонационно-гармоническими и ритмическими оборотами испанской народной музыки. Близкая традициям русского классического балета музыка «Лауренсии» отличается большой хореографической выразительностью. Ее мелодическая, структурная четкость и ритмическая определенность создают ту атмосферу «танцевальной стихии», которая всегда необходима балетному артисту. С большим мастерством сделана оркестровая партитура — многокрасочная, яркая, полнозвучная.

Сценическая жизнь «Лауренсии» тесно связана с именем выдающегося советского танцовщика и балетмейстера Вахтанга Чабукиани — автора первой постановки этого балета в Ленинграде, а затем в Тбилиси и Москве. Во всех этих постановках он исполнял партию Фрондозо. Присущее Чабукиани-балетмейстеру умение мыслить хореографическими образами выявилось в этом спектакле особенно ярко и убедительно. В разнообразных по характеру и пластическому решению народных и классических танцах балетмейстер обнаружил поистине неисчерпаемую фантазию. Лаконичные музыкальные характеристики действующих лиц Чабукиани развил и углубил талантливо сочиненными на их основе танцами. ЛауренсияСтремясь найти для каждого действующего лица то пластическое решение, которое наиболее полно выражало бы сущность характера, балетмейстер создал правдивые образы Лауренсии, Фрондозо, Паскуали, Хасинты и других персонажей. Одно из выдающихся достоинств постановки Чабукиани — органическое единство танца с музыкой. Оно обусловлено умением балетмейстера тонко чувствовать и передавать в танце не только образный строй музыки, но и закономерности музыкальной формы, что проявилось в соответствии музыкальных и дластических кульминаций, в совпадении музыкальной и танцевальной фразы. Характерны в этом смысле вариации Лауренсии и Паскуали во втором акте балета, каждая из которых, являясь обобщенной характеристикой образа, представляет собой пример необычайной музыкальности танца. Красивые парящие прыжковые движения Лауренсии, подобные вольному полету птицы, легко ассоциируются в представлении зрителя с гордым и свободолюбивым характером дочери испанского народа.

Большая художественность присуща и многим другим танцам балета, в частности вариации Паскуали. Мелкие, быстрые движения на пальцах, на которых она основана, органично сочетаются с легкой, искрящейся весельем музыкой, которой композитор изобразил задорную девушку. Отличительная особенность постановки Чабукиани — безраздельное господство танца как средства выражения характеров и развития действия. Действенным танцем насыщены наиболее драматические, кульминационные моменты пьесы — преследование Хасинты солдатами командора во втором действии, монолог Лауренсии, призывающей крестьян к восстанию в первой картине третьего действия. Непреклонная воля к борьбе передана в героическом танце восставших крестьян. Однако наряду с большой ролью действенного танца в балете сильно сказывается дивертисментность.

Продолжение...

Лауренсия