Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 167)

МессерерРанее: Часть 166

Драматургия балета откровенно напоминала о жанре ревю-обозрения, близкого «монтажу аттракционов», номеров, трюков, что властвовал в мейерхольдовских постановках. Развитие сюжета лишь «оправдывало» эти трюки, указывало, где, в какой обстановке действуют персонажи. Франт и Дама противостояли Метельщице и Футболисту, пытались отравить их ядом «буржуазного разложения». В самих ситуациях ярко, озорно, безудержно выплескивался на театральные подмостки переведенный в сферу пластики современный быт. Эксцентрика, ирония, гротеск царствовали в «Футболисте», вызывая смех и рукоплескания зрительного зала.

Выступая в 1933 году на конференции по вопросам балетного искусства, И. Моисеев утверждал, что «эксцентрический танец современному балету особенно необходим тем, что он поможет сделать танец действенным». Здесь же он ратовал и за соединение в одном лице хореографа и режиссера, считая, что привлечение в балет режиссеров драматического театра пойдет во вред искусству танца. Накануне воцарения в нашем балете хореодрамы эти слова прозвучали пророчески... Своеобразным продолжением знаменитого «Яблочка», ворвавшегося в «Красном маке» на бывшую императорскую сцену прямо из повседневности, была в «Футболисте» сцена игры в футбол.

Здесь спортивные движения вошли в хореографическую ткань эпизода. Эпизод этот впоследствии получил долгую жизнь на подмостках концертной эстрады, возродился в программах Ансамбля народного танца, созданного И. Моисеевым. Главным героем «Футболиста» стал однокашник молодого хореографа, ведущий танцовщик Большого театра Асаф Мессерер. В остальных главных ролях выступили и уже признанные мастера танца, и совсем юные танцовщики. Две балерины знаменитой «четверки» Большого театра: В. Кудрявцева и А. Абрамова — впервые внесли в список своих ролей современные образы. Они танцевали партию Метельщицы, рисуя подругу Футболиста «ловкой, сильной девушкой-спортсменкой, чуждой условной балетной грации».

Асаф Мессерер занял ведущее положение в труппе Большого театра сразу же после окончания школы, начав выступать в партиях классического репертуара. Это был изящный, виртуозный и одновременно ловкий, сильный, динамичный танцовщик. Мессерер с успехом выступал в ролях классического репертуара, всегда покоряя зрителей своим замечательным прыжком, чувством формы, академичной манерой танца. Но «в его беспечности есть оттенок холодности, — писал о Мессерере критик В. Голубов-Потапов. — И это особенно заметно, когда Мессерер выступает в партиях любовников... Ему тут не по себе». Он «склонен к иронии, к гротесковым преувеличениям.

Тут только он дает волю инициативе и страсти». Спортивное начало в искусстве артиста расширяло рамки традиций, позволяло Мессереру стать танцовщиком-экспериментатором, совпадало с той борьбой за жизнеутверждающее начало в балете, что разворачивалась в 20-е годы. Поиски новых сфер выразительности привели Мессерера к созданию особого балетного героя 20-х годов. Впервые он появился в моисеевском «Футболисте» и получил дальнейшую жизнь на концертной эстраде — бодрый, ловкий новый человек нового века. Эту тенденцию своего искусства — склонность к гротеску, шаржу — Мессерер продолжил и в дальнейшем. Начало 30-х подов было продолжением поисков предыдущих лет и одновременно их своеобразным завершением. Сказывалось это как в искусстве начинающих хореографов, так и в творчестве маститых мастеров. Вслед за «Футболистом» год спустя зрелый мастер ленинградской балетной сцены А. Чекрыгин, работавший в то время в Москве, выпускает свой балет «Комедианты» на музыку Р. Глиэра.

В основу его сценария лег знаменитый «Овечий источник» Лопе де Вега. Здесь снова сказываются уроки плакатных постановок 20-х годов. «Либреттист и режиссер А. Пиотровский, принимающий участие в работе над балетом, воспользовался материалом трагедии для того, чтобы показать зрелище об агитационном воздействии театра». Одновременно в «Комедиантах» формируются тенденции, которые вскоре получат главенство на многих советских балетных сценах: сюжет спектакля берется из классического литературного произведения, современные проблемы ставятся и решаются на его основе. Литературная пьеса приводит искусство танца к сближению с драматическим театром. В «Комедиантах» актеры отказались от специфической балетной жестикуляции, они пытаются играть пьесу, а не только танцевать балет. «Пока это только лишь попытки».

Продолжение: Часть 168