Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 165)

В. ЛубенцовРанее: Часть 164

До этого опера с успехом прошла в Донецке, в Перми, в Ленинграде (Малый оперный театр); в один день с московской премьерой «Великая дружба» была сыграна в Новосибирске, Саратове, в Горьком, затем в Одессе, Ереване, Риге и Алма-Ате. С энтузиазмом работал над спектаклем Большой театр (о чем говорят выступления в печати постановщиков оперы), готовя его к 30-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Общественность с интересом ожидала премьеру. Словом, спектакль созидался в атмосфере всеобщего внимания. Очень верно писала об опере Мурадели критик А. Хохловкина: «Великая дружба» Мурадели не является исторической оперой в привычном значении этого слова. Условимся прежде всего относительно жанра этого произведения. «Великая дружба» — не героическая эпопея, не историческая хроника, не музыкальная драма (хотя в ней и есть элементы последней). Это эпическое сказание. Такой жанр вполне закономерен. Условимся и относительно ракурса, в котором показаны события.

«Великая дружба» — сказание не об этапах и деятелях становления власти Советов на Кавказе, а о молодом горце Муртазе, отдавшем жизнь за великую идею дружбы народов». Личная драма Муртаза, влюбленного в молодую казачку Галину, занимающая в опере большое место, переплетается с большими социальными событиями, которые постепенно выдвигаются на первый план, воплощая идею дружбы народов и ее носителя— Чрезвычайного комиссара. Действительно, медленно развертывавшееся действие оперы, большие монологи (как, например, сказание пастуха Джемала о герое, повергшем дракона, арии Комиссара с хором, торжественно-скорбное обращение Измаила к погибшему сыну и др.) придают опере характер неторопливого сказания. И в то же время чрезмерная растянутость действия, повторы ситуаций, ряд «недописанных» образов, иногда мелодраматичных, утомляли статуарностью и несовершенством драматургии. Лучше всего и в либретто, и в музыке выписан образ Муртаза. Эту партию с увлечением пел Г. Нэлепп.

Превосходны песни горянки Мейран — сестры Муртаза (И. Масленникова). Вообще в опере много пения, широких вокальных эпизодов — Мурадели очень любил и хорошо чувствовал голос. В опере есть и симфонические эпизоды. Но, как правильно заметила критик, композитор не воспользовался ими как средством раскрытия драматических ситуаций или психологических состояний персонажей оперы. Как ни старались постановщики и исполнители, приложившие много сил и воображения, спектакль получился очень растянутым, с элементами ложного пафоса. Во многом, повторяем, здесь виноваты и либреттист, и композитор, попытавшиеся подменить динамику живого действия патетикой. Постановка филиала в начале 1947 года оперы Римского-Корсакова «Майская ночь» продолжает работу по восстановлению произведений русской классики. Но наибольший резонанс в музыкально-театральном мире и прессе получила впервые показанная в Москве после революции опера А. Серова «Вражья сила» (по мотивам пьесы А. Островского «Не так живи, как хочется»).

Эта опера в свое время приобрела широкую известность, благодаря гениальному исполнению Шаляпиным сложной роли кузнеца Еремки, носителя «вражьей силы», пьяницы и забулдыги, толкающего бесшабашного купчика Петра на убийство своей жены Даши. То обстоятельство, что пьеса осталась незавершенной самим Островским (ее закончил Н. Соловьев), навело театр и консультанта его (в то время Б. Асафьева) на мысль закончить оперу светлым финалом. Петр побеждает морально «вражью силу» и примиряется с Дашей. Текст пятого акта переделал Ю. Стремин, а партитура во многом была переписана Б. Асафьевым. Новый поворот действия был не очень логичен, музыка финала отличалась от партитуры Серова, но в целом спектакль был очень хорош и имел большой успех. Его поддержала и пресса, и публика. За три с половиной года опера прошла 53 раза.

Это было торжеством молодых руководителей спектакля — дирижера К. Кондрашина и режиссера Б. Покровского. Режиссер и художник В. Дмитриев опирались в своих поисках на реалистические традиции театра Островского, рельефно показав бытовые сцены, особенно на постоялом дворе, интересно осуществив массовые сцены, в том числе картину масленицы, показанную во всей конкретности народного гуляния ярко, динамично, музыкально. Большую роль сыграли в успехе спектакля исполнители, и в первую очередь В. Борисенко, талантливая молодая певица, обладающая великолепным по красоте и диапазону меццо-сопрано. Борисенко дебютировала в Большом театре в роли Ганны в опере «Майская ночь». Но лучшей ее партией явилась Груня во «Вражьей силе». Как отмечала печать, «юная непосредственность сочетается у нее с уверенной точностью замыслов — и музыкальных и сценических. Все это, при несомненном актерском даровании, дало возможность Борисенко создать облик в высшей степени привлекательный и естественный».

Очень удался образ Петра Ал. Иванову. В этой партии особенно ярко развернулся талант артиста. Пресса хвалила и А. Турчину в роли Спиридоновны — матери Груни, но считала неудавшимся образ Еремки в исполнении Н. Щеголькова, измельчившего зловещий, «демонический» (как определил этот образ Шаляпина А. Блок) характер кузнеца. Спектакль настолько хорошо был принят, что в 1948 году его перенесли из филиала на основную сцену. Постановщики и основные исполнители спектакля были удостоены Государственной премии СССР. Мирная обстановка, насыщенная самоотверженным трудом советских людей, помогла Большому театру. Свободно расправив свои могучие плечи, он шел нога в ногу со всем народом, отдающим все силы, восстановлению своей Родины.

Продолжение: Часть 166