Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 164)

МежераупРанее: Часть 163

Сильный, отнюдь не резкий, ровный голос, живость и гибкость исполнительской манеры позволяют талантливой певице создать образ девушки страстной и нежной, решительной в ее всепоглощающей любви». К этому надо прибавить и исключительную музыкальность Н. Чубенко. Трио первого акта (Н. Чубенко, Ал. Пирогов и Г. Большаков), которое начинает Наташа: «...Ах, прошло то время, время золотое», — глубоко трогало удивительной задушевностью исполнения певицы и ее редким чувством ансамбля. Обаятельна была актриса и внешне, на редкость точно рисуя портрет простой, но душевно щедрой и верной крестьянской девушки.

Партию княгини прекрасно пела Е. Антонова. В Г. Большакове — Князе привлекали подлинно русская широта его пения, красота звонкого, грудного, выразительного голоса, хорошая дикция, артистическое обаяние. Со дня премьеры «Русалки» и «Ивана Сусанина» с новой редакцией текста, в новой дирижерской и режиссерской интерпретации (А. Пазовский и Л. Баратов) еще до окончания войны началась новая эпоха в жизни Большого театра. Это — эпоха восстановления и обновления репертуара включением в него лучших произведений русской классики, славянских композиторов и созидательной работы по подготовке новых советских спектаклей.

В 1946 году была показана новая капитальнейшая работа Большого театра, подготовка которой потребовала более 250 репетиций и напряженного труда всего коллектива. Это был «Борис Годунов». Спектакль готовился под руководством А. М. Пазовского, музыканта огромной эрудиции и взыскательности, скрупулезно проработавшего с исполнителями не только каждую партию, но и каждую фразу. Однако из-за болезни А. Пазовского премьерой дирижировал А. Мелик-Пашаев, точно соблюдая все указания музыкального руководителя спектакля. Премьера «Бориса Годунова» вызвала и похвалы, и весьма критические отзывы в прессе. Дискуссия разгорелась вокруг «Сцены под Кромами». Скрестились шпаги очень видных критиков. Одни были вполне согласны с Большим театром, отказавшимся от включения в спектакль «Сцены под Кромами»: только что отшумевшие грозы войны влияли на некоторые умы, которым казалась эта сцена «непатриотичной». «Можно ли допустить, — рассуждали они, — чтобы русский народ склонился перед интервентами, которых возглавлял Лжедмитрий?»

13 июля 1947 года «Правда» подытожила эти споры, указав в своей редакционной статье, что «Сцена под Кромами» является «важнейшей, даже центральной частью народной драмы. Без этой сцены произведение перестает быть именно народной драмой и превращается, главным образом, в драму Бориса Годунова... «Сцена под Кромами», показывающая стихийное крестьянское восстание против царя Бориса, против его слуг — бояр, объясняет все, что происходило в опере раньше, раскрывает причины неудачи и гибели Бориса, царя-крепостника». «Правда» подчеркнула подлинную историчность содержания «Сцены под Кромами», объясняя, почему народ на короткое время поддержал Лжедмитрия: «Как всякая крестьянская революция прошлых времен, и эта крестьянская война на рубеже XVI и XVII веков заключала в себе огромную стихийную силу и весьма недостаточную политическую сознательность.

Крестьяне не знали верных путей к своему освобождению от боярского гнета и часто блуждали в поисках этих путей, иногда поддерживая авантюристов, поддаваясь на демагогический обман... Все это и изображено с замечательной исторической правдивостью, с гениальной художественной выразительностью в «Сцене под Кромами». Вмешательство партийной критики помогло Большому театру найти живое активное звучание народной драмы Мусоргского, создать исторически верный и волнующий правдой страстей спектакль. В 1946 году в филиале состоялась премьера оперы Аи. Александрова «Бэла» (либретто Ю. Стремина, по мотивам лермонтовского «Героя нашего времени»). Однако опера выдержала всего двенадцать спектаклей. Тонкий мастер, прекрасный симфонист и автор многих камерных произведений, композитор в своем первом оперном создании проявил недостаточную опытность как драматург. Несмотря на ряд талантливых по музыке эпизодов, хорошо подобранный состав исполнителей, спектакль не вызвал большого интереса публики. В 1947 году на сцене Большого театра состоялась монументальная постановка оперы В. Мурадели «Великая дружба» (либретто Г. Мдивани, стихи Ю. Стремина).

Продолжение: Часть 165