Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 161)

ШарашидзеРанее: Часть 160

Но самым большим событием в деятельности филиала в эти годы, когда Большой театр еще был в Куйбышеве, явилось создание новой советской оперы на военную тему. В тесном содружестве с коллективом и руководством филиала была написана и поставлена на его сцене опера Д. Кабалевского «В огне» (либретто Ц. Солодаря). «Мне пришлось участвовать в процессе создания этой оперы с момента ее зарождения,— вспоминал М. Габович. — Помню бессонные ночи, которые мы проводили втроем, советуясь о драматических ходах и «переходах», продумывая бесчисленные варианты либретто, очень трудного и совершенно нового для оперной сцены. Ведь в опере был отражен подвиг героев, отстоявших Москву.

«Ни шагу назад! За нами Москва!» — пел в опере Комиссар — А. Иванов. Кульминацией была сцена на крыше церкви, когда герой оперы разведчик-артиллерист Алексей (Г. Большаков), окруженный вражескими танками, «вызвал огонь на себя». «Кабалевский работал, как одержимый. В театре, дома, на ходу, в машине, — где бы он ни находился. По-моему, это был настоящий подвиг». Опера была полностью закончена уже осенью 1942 года, а 4 ноября 1943 года, почти в канун годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, она предстала перед московскими зрителями. Дирижировал С. Самосуд, ставили спектакль только что пришедший в театр Б. Покровский и М. Габович, оформлял Б. Волков.

Словом, менее чем через два года после решающих сражений под Москвой на оперной сцене предстали образы героических защитников советской столицы. Это почти уникальный в истории оперы случай столь быстрого отклика на события современности. И стимулом его был органичный, действенный патриотизм авторов и театра. Кроме названных героев оперы, выделялась своим хрупким девичьим обликом Мариша — М. Гранатова и лирическим теплом Ахмед — Ф. Оганян. С первых же звуков оркестрового вступления возникает и затем проходит через весь спектакль героическая тема, которая в финале приобретает торжественную поступь победного марша. Симфоническое обобщение подчеркивает патриотическую идею оперы, выразительные хоровые эпизоду, придают ей монументальность.

Эта опера, рожденная в огне кровавой и длительной битвы с врагом, вооруженным до зубов, тесно слилась не только с историей советской музыки и театра, но и со всей историей сражений за Москву. Но спектакли в филиале были лишь одной из форм служения фронту артистов Большого театра. Только четыре специальных концерта дали фонду обороны 78 тысяч рублей. К новому 1942 году для бойцов войск генерала К. Рокоссовского артистами Большого театра было послано более восьмидесяти посылок. Летом 1941 года многие работники театра участвовали в уборочных работах колхозов. Дежурили в театре, на медпунктах, отремонтировали 40 тысяч предметов одежды для фронта и т. д. Активно помогали фронту и члены семей артистов. Но трудно переоценить энтузиазм исполнителей, выступавших на передовых позициях.

С первых же дней Великой Отечественной войны солисты Большого театра включались в художественные бригады для обслуживания фронтов. Они выступали в любое время года, и в дождь, и в холод, под пулеметным и минометным огнем, умудряясь иной раз за 14 — 15 дней дать по 26 концертов. Иногда приводилось выступать прямо в лесу, на морозе в 300 — 400 метрах от переднего края фронта. Об этом рассказывала Викторина Кригер, одна из наиболее частых и самоотверженных участниц фронтовых бригад. Осенью 1941 года состоялся первый выезд на фронт концертной бригады, составленной только из артистов Большого театра.

С конца ноября по начало апреля 1942 года в активе бригады — 78 развернутых концертов на фронте, 18 выступлений отдельных солистов и 23 концерта в госпиталях. Когда враг зимой 1941 года стоял на рубежах Москвы, многие артисты выступали в окопах, землянках, блиндажах, в полуразрушенных избах, под открытым небом. Старшее поколение во главе с А. Неждановой, Н. Обуховой, Е. Катульской систематически пели по радио, участвовали в концертах в госпиталях, выезжали в расположение войск К. Рокоссовского, Группа артистов балета — М. Дамаева, Н. Кузнецов, Н. Холфин, войдя в состав-художественной фронтовой бригады, прошли с армией четырехсотверстный путь, дав сотни выступлений. Выезжали на Западный фронт В. Барсова, М. Михайлов, Е. Катульская, О. Лепешинская, Е. Кругликова, И. Козловский, П. Норцов, М. Рейзен и др.

Продолжение: Часть 162