Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 158)

НебольсинРанее: Часть 157

В целом это была новая победа. Большого театра на пути восстановления в своем репертуаре произведений русской классики. После таких капитальных работ С. Самосуд решил поставить в филиале лирическую оперу Гуно «Ромео и Джульетта». (Этот спектакль раньше часто красовался на афише Большого театра, особенно когда пели Нежданова и Собинов или Катульская и Юдин.) Руководство постановкой было поручено А. Мелик-Пашаеву, очень любившему оперы подобного жанра — лиризм был его стихией. С увлечением работали над партиями новые исполнители, особенно В. Барсова — Джульетта и С. Лемешев — Ромео. Но на премьеру оперы . не откликнулась почти ни одна газета. И это понятно.

Премьера оперы Гуно состоялась вечером 22 июня 1941 года... И хотя филиал Большого театра на премьере был переполнен до отказа, хотя певцы пели поистине виртуозно и зрители их принимали со всей теплотой,— спектаклю было суждено пройти всего два раза... Только в 1945 году он был возобновлен с И. Масленниковой и С. Лемешевым в заглавных ролях. 1941... Итак, жизнь раскололась надвое — позади осталось почти четверть века упорной, увлекающей всех советских людей успешной борьбы за преобразование нашей Родины. Впереди — одно только всепоглощающее, самозабвенное стремление изгнать фашистов с родной земли и сокрушить гитлеризм в его же логове. С. Лемешев впоследствии рассказывал, что на премьере 22 июня 1941 года исполнители, когда они не были заняты на сцене, не отходили от репродукторов в ожидании новых известий.

И сколько выдержки надо было иметь, чтобы, несмотря на все это, прекрасно провести спектакль. Барсова пела Джульетту виртуозно, с блеском и в то же время с какой-то редкой по наивности и хрупкости простотой выражения. Воплощением весенней поры юности казался Ромео — Лемешев, снежным тембром голоса, богатым самыми разнообразными красками: веселья, резвости, восторга первой любви и глубокой страсти, отваги и мужественности, которые отличали не только его пение, но и пластическое искусство. С искренним темпераментом он проводил сцену дуэли с Тибальдом: каждый удар шпаги сопровождайся овациями. В этот вечер и исполнителей и слушателей особенно вдохновлял Шекспир, в «печальной повести» о Ромео и Джульетте показавший бессмысленность кровавой вражды и воспевавший силу и красоту любви, высокое этическое начало, свойственное человеческой душе, его торжество. Скромный лирический спектакль, искренно и глубоко раскрытый дирижером и исполнителями в первый день начавшейся битвы за родину, по-своему говорил о неизбежной победе высших гуманистических идеалов над всем низменным, жестоким, человеконенавистническим...

Утром 13 октября 1941 года Большой театр получил правительственное распоряжение об эвакуации всего личного состава, костюмов, декораций и реквизита в Куйбышев. 14, 15 и 17 октября, в самые напряженные дни боев под Москвой, на Казанском вокзале проходила отправка сотрудников и имущества ведущей столичной сцены. В Куйбышеве Большой театр провел около двух лет (точнее — один год и десять месяцев). Вначале давались лишь концерты, но уже с декабря 1941 года шли «Травиата» и «Лебединое озеро». В 1943 году театр имел в своем репертуаре девять опер и четыре балета, в том числе впервые показанный в 1942 году грандиозный спектакль «Вильгельм Телль» Россини. Тема народно-освободительного движения швейцарских кантонов против австрийских захватчиков весьма отвечала патриотическим настроениям советских людей.

И сюжет, столь волновавший зрителей по ассоциации с современностью, и монументальность постановки, особенно массовых сцен, в том числе героических (пожалуй, наилучших в опере) , и выдающееся музыкальное исполнение вызвали огромный интерес общественности. При возобновлении спектакля в Москве в конце 1943 года и в связи с присуждением его постановщикам и ряду исполнителей Государственной премии СССР пресса на первый план выдвигала музыкальное качество постановки, отмечая большую заслугу А. Мелик-Пашаева. «Уже первые звуки увертюры, музыкальный ансамбль четырех виолончелей, пастораль и финальный темпераментный марш всецело овладевают вниманием слушателей, которые продолжают оставаться под обаянием музыки оперы до последних ее тактов». В 1942 году при участии оркестра Большого театра, руководимого дирижером С. Самосудом, в Куйбышеве произошло событие огромного гражданско-патриотического и художественного значения. Здесь впервые была исполнена Седьмая симфония Д. Шостаковича, как известно, начатая композитором еще в Ленинграде, окруженном кольцом вражеской блокады. Сейчас даже трудно представить себе, какой энтузиазм вызвал этот концерт, передававшийся по всем радиостанциям.

Продолжение: Часть 159