Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 155)

ХанаевРанее: Часть 154

В 1938 году — снова поездка на Дальний Восток и затем в Монголию, выступления перед ее правительством, в том числе маршалом Чойбалсаном, который награждает советских артистов почетными грамотами и памятными подарками. Несмотря на 50 градусов жары, исполнители с честью поддержали престиж лучшей советской оперной сцены. Еще через год солисты Большого театра выступают в частях Киевского особого округа, затем в Западной Украине и Белоруссии для бойцов и командиров, поют прямо в лесу на импровизированных эстрадах. В 1939 году молодежная бригада Большого театра в составе 15 человек по инициативе ЦК комсомола посетила Комсомольск-на-Амуре.

Руководитель бригады М. Габович перед отъездом заявил: «С величайшей радостью и готовностью едем мы в город юности. Мы побываем на всех новостройках Комсомольска — на площадках Амурстальстроя, на машиностроительном заводе, на площадке бумажного комбината и т. д.». Бригада демонстрировала отрывки из советских и классических опер и балетов, исполняла народные песни и танцы. Еще ранее другая бригада Большого театра побывала на Тихоокеанском флоте, дав 40 концертов. Одновременно солисты персонально посещают колхозы и воинские части. С 1936 года начинает такие поездки С. Лемешев, прежде всего посетив родные края в Калининской области.

«Концерты мои проходили в районном центре Медное, в 18 километрах от нашей деревеньки, — вспоминает певец. — Билеты на эти концерты распределялись по окружающим колхозам, откуда молодежь приезжала на санях с бубенцами, весело звеневшими в морозной дали». На слет стахановцев Донбасса в числе лучших актеров столицы едет В. Барсова, которая писала мужу: «Выступали в Ирмино на шахте между первой и второй сменой шахтеров прямо во дворе на бочках, окруженные толпой запыленных углем, только что вышедших с работы рабочих-шахтеров... Сам понимаешь, с каким подъемом мы выступали и какой был прием...».

В сталинградском Доме Красной Армии в феврале 1937 года три концерта подряд дала Е. Катульская, там же вскоре выступила В. Барсова. Это лишь отдельные примеры все нараставшей и крепнувшей связи Большого театра с советскими воинами, рабочими, тружениками сельских полей, с громадной всесоюзной аудиторией. В 30-х годах слава советского Большого театра настолько распространилась за рубежом, что оттуда стали поступать предложения его солистам на гастрольные ангажементы. Как всегда, много выступал за границей Л. Собинов. М. Максакову приглашали в Париж. В. Барсову — в «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке. С особым успехом прошли гастроли советских певиц в 1936 году в Польше. В связи с выступлениями в спектаклях Варшавского театра М. Максаковой и В. Барсовой известный польский баритон Чаплицкий сказал: «Впервые за долгие годы я по-настоящему пою и играю. Такие партнерши, как Максакова — Кармен и Барсова — Розина, не могут не вдoxнqвлять артиста».

Слушатели осаждали концертные залы, где проходили выступления советских певиц, конечно всегда дававшие полные сборы. Пианист А. Макаров рассказывал, что на последних концертах Барсовой и Максаковой ему уже приходилось буквально протискиваться к роялю, так как вся эстрада была запружена рядом кресел — в зале не хватало мест... В этих концертах принимали участие также Давид Ойстрах и Григорий Гинзбург. Польские слушатели засыпали, как говорит А. Макаров, его вопросами: «У вас есть прекрасные тенора — Лемешев, Козловский... Когда они приедут?». Такой же триумф ожидал советских артистов и в Прибалтике. «Зал? дрожал от оваций»,— писал корреспондент из Риги. После окончания спектакля «Кармен», несмотря на то, что был погашен свет и дали железный занавес, публика в течение чуть ли не получаса не покидала театр, вызывая Максакову.

На площади перед зданием оперы собрались огромные толпы людей, ожидая выхода артистки. Во время гастролей В. Барсовой: в Лондоне пресса сравнивала ее со знаменитой в свое время итальянской певицей Тетрацини. Со столь же большим успехом прошли выступления В. Давыдовой и С. Лемешева в Финляндии (Хельсинки), куда они выезжали для участия в пушкинских юбилейных концертах в 1937 году. Подобные выезды лучших советских певцов служили для зарубежных слушателей яркой пропагандой огромных достижений советского искусства. Регламент таких гастролей был строго ограничен. И поэтому не нарушалась повседневная творческая работа театра. Конечно, как и раньше, пресса твердила о медленном темпе расширения его репертуара, об устарелости ряда его спектаклей («Чио-Чио-Сан», «Риголетто», «Лакме», «Царская невеста», «Аида» и др.), требующих обновления. Указывалось, что из опер Чайковского на основной сцене и в филиале идут только три, из произведений Римского-Корсакова — только четыре и т. д.

Продолжение: Часть 156