Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 154)

Е. КругликоваРанее: Часть 153

Критика отмечала также музыкальность, лиричность, женственную нежность и мягкость исполнения Н. Шпиллер — новой Антониды (особенно гармоничность ее сценического образа с музыкой, с замыслом Глинки — «характер нежно-грациозный») и свободное, звонкое пение Г. Нэлеппа в партии Собинина. «Постановкой «Ивана Сусанина» мы присоединяем свой голос к могучему «Славься», которое несется от края и до края по всей советской земле, по всему миру в честь великого русского народа», — писал А. Пазовский в «Известиях» от 3 июня 1945 года.

Спектакль Глинки духовно рос, наливался новыми жизненными силами. Он как бы «дышал» вместе со зрителями, охваченными едиными помыслами об изгнании врага, и общим незабываемым торжеством, когда Победа увенчала героическую борьбу народов советской страны против гитлеровских захватчиков. Так театральная постановка явилась огромным общественным, общенародным событием, неотъемлемым от истории периода Великой Отечественной войны. В 30-х годах в Большом театре развернулось большое общественное движение, начатое еще в годы гражданской войны. Вскоре оно сложилось в стойкую и нерушимую традицию. Речь идет о шефских поездках групп артистов Большого театра со спектаклями и концертами в части Красной Армии и Флота, в колхозы, на новостройки. В 1934 году бригада им. К. Е. Ворошилова, составленная из артистов Большого театра, выезжает на Дальний Восток для художественного обслуживания бойцов и командиров Особой Дальневосточной армии. Концерты бригады расценивались как «громадное культурное событие в жизни ОКДВА и всего края».

Бригада дала концерты во многих гарнизонах Дальневосточной армии и морских сил Дальнего Востока, пробыв там полтора месяца. Е. К. Катульская с большой теплотой вспоминала эту поездку; энтузиазм, с которым принимали артистов бойцы и командиры ОКДВА, так вдохновлял артистов, что, например, даже сама певица за один месяц выступила в 32-х концертах! «Это — совершенно небывалое явление за всю мою артистическую жизнь, — говорила Елена Климентьевна. — Мне часто приходилось беседовать с бойцами и командирами об их культурных запросах, и все они просили серьезной классической музыки или, как сказал один пулеметчик: «Пойте для нас все то лучшее, что вы поете в Москве, в Большом театре».

Начиная с 1936 года творческие бригады Большого театра регулярно, вплоть до начала войны, посещали Черноморский военно-морской флот для выступлений перед начсоставом военно-морской базы, боевых частей, училищ, береговой охраны и др. В эти бригады входили лучшие силы московской сцены — Е. Степанова, Е. Катульская, Н. Шпиллер, О. Лепешинская, С. Лемешев, П. Норцов, В. Сливинский, А. Садомов, Д. Головин, М. Габович и другие. Оперу «Севильский цирюльник» артисты исполняли прямо на палубе одного из военных судов. Однажды во время концерта на корабле Е. Степанова обратилась к одному из младших командиров и сказала: «...нам известно, что вы являетесь отличником боевой подготовки и служите примером для всех ваших товарищей на крейсере. Большой театр награждает вас именными часами.

А теперь я спою вам ту песню, которая вам больше всего нравится». «Главное, что навсегда оставили в памяти эти поездки,— вспоминает С. Я. Лемешев,— и что окрасило все наше пребывание на Черном море, это живейшее ощущение неразрывной связи, тесного дружеского контакта с аудиторией, чутко и благодарно реагировавшей на наше искусство». В свою очередь, матросы демонстрировали артистам свое самодеятельное искусство — «так пели и плясали, что доставляли нам огромное удовольствие и, я бы сказал, немалую помощь»,— добавляет С. Я. Лемешев. В июле 1936 года группа артистов Большого театра во главе с такими выдающимися представителями балетной труппы, как М. Кандаурова, И. Моисеев, М. Габович, выступала перед трудящимися Заполярья. Они побывали на Игарке, на острове Диксон, в совхозе «Таежный», на баржестроительной верфи, в Красногорском совхозе, Подкаменной Тунгуске, Туруханске, Потаповском оленесовхозе.

Артисты проделали путь в 7200 километров, из которых больше половины провели в облаках— на самолете. Свыше 30 концертов исполнителей Большого театра посетило более 20 тысяч полярников. Наградой за самоотверженный труд артистов был энтузиазм слушателей и живые цветы, выращенные в районах вечной мерзлоты. Особой благодарностью отметил работу артистов О. Ю. Шмидт. В том же 1936 году шефская бригада Большого театра посещает Шиловский колхоз, колхозы Таловского района.

Продолжение: Часть 155