Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 135)

Ранее: Часть 134

Каковы же, исходя из сказанного, задачи, решаемые сегодня нашим балетом? Какова суть новаторства на современном этапе? Что принесли в балет хореографы нового поколения? Есть афоризм — всякое новое есть основательно забытое старое. Возрождая принципы танцевально-симфонической драматургии, мы возвращаемся к М. Петипа; ратуя за единство компонентов спектакля, цитируем М. Фокина, разрабатывая новые выразительные приемы, отталкиваемся от Ф. Лопухова; развивая принципы режиссуры, начинаем с анализа хореодрамы. Мне кажется, что сегодня наступило время своего рода синтеза традиций, подведения итога длительной исторической эволюции.

Современный этап советского балета, начавшийся в 1950-х годах, возникал в согласии с требованиями жизни. На место пышных зрелищ пришли спектакли, где человеческий мир героя стал главной пружиной действия, острием конфликта, средоточием чувств и мыслей хореографа. Попытка вникнуть в человеческую психологию обусловила новый тип спектакля, его танцевально-поэтический язык, его метафоричность и философскую неоднозначность. Исчезли монументальные полотна, возродились жанры лирической поэмы. Появились новые формы традиционных сказочных, героических спектаклей. Эти задачи потребовали поиска новой выразительности на базе классического танца, воплощенного в законченной танцевально-музыкальной режиссерской драматургии. В балет, быть может, не пришли, как во времена хореодрамы, новые сюжеты, но в балете появились новые герои, чей душевный склад и внутренний мир соответствовали мыслям и чувствам современного человека. Раскрыть внутренний мир нашего современника — в этом я как хореограф вижу свою главную задачу..

Решение ее может быть разным,— в тех или иных приемах, в том или ином жанре, но обязательно на базе накопленного прошлым. Это и есть, на мой взгляд, сущность подлинного новаторства, которое есть не что иное, как постоянное обобщение и осмысление предшествующего, синтез, дающий новое качество. Новаторство заданное, некий поиск вообще, пренебрегающий существующими закономерностями и традициями, неизбежно оборачиваются дилетантизмом, повторением азов. В поисках этого синтеза главную роль играет позиция художника. Ибо синтез — это не нечто механическое, в основе синтеза лежит художественный отбор, соотнесенный с требованиями и эстетическими понятиями времени. Я уже говорил о том, что кажется мне сегодня наиболее ценным в наследии прошлого, какие его достижения входят в круг моих художественных интересов, определяющих основу собственного метода. Но мои поиски — это, разумеется, мои поиски. Возможно мое отношение к традициям пылкие сторонники нового сочтут консервативным традиционализмом. Я говорю о своем опыте и своих наблюдениях, думаю, что у каждого действующего, работающего хореографа может быть своя позиция и свой метод.

Главная черта современной жизни балетного театра — богатство стилей и индивидуальностей, жанровое многообразие. Это — основной принцип социалистического реализма, признанного метода нашей художественной практики, не только не исключающего, но требующего разнообразия индивидуальностей и стилевых решений. Именно поэтому в репертуарной политике Большого балета мы стремимся не замыкаться в рамках какого-то определенного типа спектаклей. Мы и за балетную комедию, и за балетную драму, и за большие сюжетные спектакли, и за бессюжетные — одноактные. За балеты, решенные средствами классического танца, и исповедующие какие-то иные пластические принципы. Канонизация какой-то одной формы, каких-то одних принципов сегодня так же пагубна, как и в прошлом. Итак, синтез, открывающий новое качество. Разнообразие стилей и направлений. Но этими проблемами не исчерпываются все задачи, которые мы решаем сегодня. Важнейшая из них, вечная проблема — современность искусства. Что мы называем в балете современным? Выразительные средства? Танцевальный язык? Принципы драматургии, сюжет? Условность балетного искусства часто оказывается непреодолимой для современного сюжета.

Персонажи из жизни, приметы быта, реальные детали на балетной сцене часто выглядели фальшиво. Но, может быть, именно потому так и происходило, что авторы подобных произведений пытались преодолеть поэтическую условность балета, ставя знак равенства между реализмом и жизнеподобием? Так и появлялись спектакли, по сюжету современные, но современности далекие. Произведения, тщательно воспроизводящие жизнь, но чуждые ей по чувствам, мыслям, настроениям. Балету доступно поэтическое отражение жизни, не буквальное, а раскрывающее внутреннюю сущность, характеры и чувства, психологические состояния, психологические связи человека со временем. На пути разработки проблемы современного спектакля много трудностей. И удачных в полном смысле опытов еще нет. Это зависит и от сценаристов, и от композиторов, а также критиков, призванных теоретически обосновать принципы воплощения современного сюжета.

Понятие современности мы зачастую употребляем в конкретном смысле, подразумевая такие балетные спектакли, действие которых происходит в наши дни. Но мы уже говорили, что спектакль с современным сюжетом еще не обязательно современен по существу. И дело не только в качестве того или иного произведения. Сама природа балета, занимающего место в театральном искусстве, аналогичное поэзии в литературе, балета с его традиционной приверженностью к романтической, сказочной тематике, позволяет более расширительно толковать понятие современности. Мне кажется, есть известная теоретическая путаница в категориях — современный сюжет и современная тема. Это не одно и то же. Дело не в сюжете, а в художественном строе произведения, характерах его героев, в позиции хореографа — автора спектакля. В том, что хочет он сказать своим спектаклем, что защищает, с чем спорит, что стремится сообщить зрителям. И позиция художника определяет современность произведения.

Все это, разумеется, не отрицает проблемы спектакля с современным сюжетом. Это актуальная и насущная задача. Но возможен и другой путь поиска современной темы, о котором я только что говорил. Я — за балетный театр, где живопись, драматургия, музыка, танец существуют в гармоничном единстве. Я — за сюжетные спектакли, где действуют герои, наделенные сильными страстями и сложными характерами, за балетный театр больших чувств, острых столкновений, энергичных конфликтов. Я — за развитие системы классического танца, ибо это, на мой взгляд, наиболее емкая, совершенная система, сила которой в неуклонном движении. Современный реализм балета — это реализм современного танца, отражающего время и человека в их сложной диалектической связи.

Продолжение: Часть 136