Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 122)

Борис ПокровскийРанее: Часть 121

Борис Александрович Покровский

Творчество народного артиста СССР Бориса Александровича Покровского — значительное явление в современном музыкальном театре... Б. Покровский все время в поиске, в утверждении нового. Его позиция отстаивания идей современного реалистического оперного искусства отчетливо принципиальна. И главное в ней — железная логика сценического мышления, которая заключается не в поисках бытового правдоподобия, а в нахождении музыкально-драматургических средств для утверждения идеи произведения. Все это ярко проявляется в его постановках, в том числе и «Руслане и Людмиле» Глинки...

Спектакль Большого театра развеял легенду о несценичности, драматургической рыхлости оперы. Постановка Б. Покровского раздвинула привычные рамки представления о «Руслане и Людмиле» как о сугубо лирическом и сказочном произведении... «Руслан и Людмила» в постановке Покровского — опера о счастье, о пути к нему. И не просто сказочная конечная победа добра, а сложное размышление о жизни, о путях к этому добру, верности, правде и красоте. Каждым спектаклем открывать, утверждать новое, то, что волнует современного зрителя, — вот принцип, которому никогда не изменяет режиссер. Стремлением взглянуть по-новому на известное произведение, отряхнуть пыль штампов и привычных представлений отмечена и постановка «Тоски» Пуччини. Шедевр мировой классики «Тоска» всегда считалась репертуарным спектаклем, в котором есть что «попеть» солистам.

Большинство режиссеров обычно особенно не задумывались над ее сценической трактовкой. Но для Б. А. Покровского закон постановки оперы един и непреложен, какой бы спектакль он ни ставил: «опера есть театр»... «Тоска» очень театральна, ярка и выразительна сценически... Но главное, конечно, заключено в совершенно новом и неожиданном решении, предложенном режиссером. Покровский вывел оперу Пуччини из рамок привычных представлений о ней лишь как о мелодраме. И опера словно обрела широту дыхания, масштаб, зазвучала как подлинная трагедия, окрасилась чертами романтики и бунтарства. В «Тоске», как и в «Руслане», да и в любой опере, поставленной Покровским, проявилось его мастерство в создании ярких, отличающихся психологической глубиной характеров. Каждый его спектакль — это и удача исполнителей... Новая режиссерская трактовка спектакля требует от певцов создания образов живого человека, характеров развивающихся, данных в становлении, в преодолении выпавших испытаний...

Покровский-режиссер не занимается мелочной опекой, не подавляет, не нивелирует творческие индивидуальности артистов. Разнообразие красок, нюансов, особенностей сценического поведения — здесь певцам предоставляется свобода выбора, но при условии, что это не нарушает логику поведения персонажей, стилистику и общий замысел спектакля. Особое место в творчестве Покровского занимает современность. Он берется за самое трудное, пробуя, экспериментируя, добиваясь успеха спектаклей на современную тему. «Семен Котко» С. Прокофьева и «Не только любовь» Р. Щедрина — удачи не только постановщика, но и всего нашего музыкального театра. Эти два замечательных оперных произведения на современную тему обязаны Покровскому своим вторым рождением. Очень разные по своим темам, сюжету, жанру, постановочным приемам, они едины в талантливом утверждении возможности и необходимости новых, необычных героев на оперной сцене.

Опера Прокофьева охватывает героический период гражданской войны... Тема героической народной борьбы воплотилась в конкретных человеческих характерах и судьбах героев. Покровский решает спектакль в жанре современной народной драмы, смело объединяя героику и повседневность, приемы символики и плаката с картинами и зарисовками украинского сельского быта. Б. Покровский прочел музыку Прокофьева глазами современного режиссера и использовал ее особенности — естественность и живость развития, обилие речитативов, коротких дуэтов, «беглых» диалогов для того, чтобы добиться поистине кинематографической непрерывности и быстроты развития действия, удивительной естественности и живости происходящего на сцене. В спектакле много юмора, шуток, и в то же время его отличают романтическая приподнятость, потрясающие своим драматизмом сцены. Новая постановка «Семена Котко» в Большом театре возродила к жизни одно из выдающихся произведений советского реалистического искусства... Любовью и верой живет выдающийся режиссер, отдающий весь свой талант, мастерство, все силы своей души развитию советского оперного искусства.

А. Дашичева. «Московская правда», 1974, 20 марта.

Продолжение: Часть 123