Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 121)

Вадим РындинРанее: Часть 120

Вадим Федорович Рындин

В. Ф. Рындину выпала радость создавать декорации и костюмы к спектаклям, которые шли в крупнейших городах советской страны, Москва, Ленинград, Минск, Витебск видели его оформление к пьесам Шекспира, Бомарше, Горького, к произведениям советских композиторов. Спектакли в декорациях Рындина в Камерном театре, в театре имени Вахтангова, в театре имени Маяковского вошли в сокровищницу советского искусства. С 1939 по 1971 год Рындин с успехом выступает как автор декораций и костюмов в Большом театре СССР. В течение 17 лет он являлся главным художником этого всемирно прославленного коллектива. Именно в Большом театре полностью проявились творческие возможности художника, его прирожденная музыкальность, его высокая художественная культура. Дебют Рындина в Большом театре СССР состоялся в 1939 году. Это было оформление оперы 3. Палиашвили «Абесалом и Этери». Затем последовали балеты Л. Минкуса «Дон-Кихот» и А. Крейна «Лауренсия».

В 1959 году в оформлении оперы Прокофьева «Война и мир» Рындин проявил себя как художник-монументалист в декорациях сцен патриотической борьбы русского народа с наполеоновским нашествием и как тонкий лирик в сценах, где главное — переживания Наташи Ростовой или трагические предсмертные минуты Андрея Болконского. 60-е годы в творчестве В. Ф. Рындина начались декорациями к балетам «Паганини» Рахманинова и «Ночной город» Бартока. Обе постановки по изобразительному решению характеризуют многогранность художника. В балете «Паганини» он воссоздал полулегендарный образ великого скрипача, его трудной судьбы. Слегка подцвеченные тюли, экспрессия светотени были основой декорационных особенностей спектакля. Элементы реальные и фантастика сливались воедино, тревожили воображение, помогали воссоздать волнующий, трагический образ Паганини. В балете «Ночной город» Рындин использовал свои впечатления и зарисовки современного Нью-Йорка с его социальными контрастами, создал зримое ощущение одиночества человека в капиталистическом городе. Превосходное знание законов театра, огромный опыт и «театральность» художника подсказали ему решение сцены: во имя сущности балетного спектакля городские пейзажи были показаны с помощью цветных проекций, что позволяло освободить сцену для танца.

В эти же годы В. Ф. Рындин с увлечением работает над произведениями советских композиторов. В осуществлении оперы «Судьба человека» И. Дзержинского о тяжелой поре борьбы советского народа с фашизмом разнообразные формы изобразительного искусства усиливали драматизм спектакля. В постановке оперы «Неизвестный солдат» К. Молчанова трагичные скульптурные образы, введенные художником, являлись как бы комментарием к совершающимся событиям, усиливали антифашистское звучание оперы. Если в этих двух спектаклях наиболее значительны скорбные сцены, то в опере В. Мурадели «Октябрь» наиболее впечатляюще оформление сцен с участием революционного народа. Образ Владимира Ильича Ленина представлен художником в двух планах: бытовом и как революционный символ.

60-е годы знаменательны удачами и в оформлении спектаклей классического репертуара. Художник переносит зрителей в разные страны, в разные исторические ситуации. В оформление спектакля «Дон Карлос» В. Ф. Рындин внес трагические образы великого художника Испании Эль Греко. Они помогли охарактеризовать скорбную судьбу испанского народа XVI века, трагедию героев оперы Верди. В одной из самых прекрасных русских опер — «Сказание о граде Китеже» Римского-Корсакова Рындин показал на сцене образ Руси XIII века в ее величии и красочном богатстве. Русское древнее зодчество, шедевры иконописи, народное творчество, русская природа нашли поэтическое воплощение в искусстве художника. Рындин добивается того, чтобы музыка была не только услышана, но и «увидена» зрителем театра.

В 1971 году Рындин писал эскизы к «Псковитянке». На вопрос, что увлекает его в этой опере молодого Римского-Корсакова, Вадим Федорович ответил: «То, что судьбы личные связаны с народными, то, что можно показать красоту вольного Пскова... и, наконец, то, что в этой опере так много человечности». Эта характеристика, данная художником опере, рисует и самого ' Рындина с его тонкой душой, с его глубоким патриотизмом, с его умением углубиться в судьбы человеческие, в судьбы народные. Образы архитектуры, пейзажи вольного Пскова художник согрел переживаниями действующих лиц спектакля. Балет С. Слонимского «Икар», поставленный в Кремлевском Дворце съездов тоже в 1971 году, снова переключил Рындина на «дела давно минувших дней» — создание декораций на античные темы. Особенно красив эскиз окрыленной Ники Самофракийской — олицетворение Победы. 1972 год, год своего юбилея, В. Ф. Рындин встречает новой работой. Н. Соколова.

Из программы к спектаклю «Сказание о граде Китеже», посвященному В. Ф. Рындину (1972, 22 янв.)

Продолжение: Часть 122