Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 120)

Павел ЛисицианРанее: Часть 119

Павел Герасимович Лисициан

Мы познакомились в оперной труппе Большого театра, когда за плечами у П. Лисициана уже была Ленинградская консерватория, годы работы в Малом Ленинградском и Ереванском оперных театрах. Мы вместе выступали во многих оперных спектаклях — «Евгений Онегин», «Аида», «Декабристы», «Мазепа», «Садко», «Иоланта», — и я видел, с каким наслаждением слушали певца не только зрители, но и те, кто рядом с ним участвовал в спектакле. П. Лисициан — блестящий профессиональный певец. Очень красивый голос, прекрасная вокальная техника и отличное дыхание делают его большим мастером бельканто. Что бы ни пел П. Лисициан, голос его звучит сочно, насыщенно.

И это при наличии широкого диапазона, позволяющего исполнять и высокие партии, такие как Веденецкого гостя («Садко») или Роберта («Иоланта»), и более низкие, как, например, партии Мазепы, Эскамильо («Кармен»), Амонасро («Аида»). Он перепел едва ли не весь баритоновый репертуар в Большом театре. К уже перечисленным не могу не добавить партии Евгения Онегина, Елецкого («Пиковая дама»), Жермона («Травиата»), Валентина («Фауст»), Януша («Галька»), Грязного («Царская невеста»), Рылеева («Декабристы»), Наполеона («Война и мир») Форда («Фальстаф»), сцена Реквиема в «Судьбе человека» и другие.

Выдающиеся советские дирижеры, работавшие в Большом театре, очень высоко ценили П. Лисициана. У С. Самосуда он пел «Иоланту», А. Мелик-Пашаев старался занимать его во всех своих спектаклях. На сцене Большого театра П. Лисициан был партнером многих замечательных оперных певцов мирового масштаба. Он пел с Джоан Хэммонд и Бланш Тибом, Жаном Пирсом и Гарбисом Зобианом, Димитром Узуновым, Джульеттой Симионатто и многими другими. Когда в 1959 году в Москву приехал знаменитый Марио дель Монако, он очень высоко оценил П. Лисициана, певшего вместе с ним в «Кармен». П. Лисициан был любимцем зрителей Большого театра, приходивших не просто на объявленный спектакль, а на оперу, в которой пел Павел Герасимович.

Помимо красоты голоса и безукоризненной вокальной техники, в исполнении П. Лисициана привлекает то, что артист поет с удовольствием, с упоением, что сама свобода творческого процесса доставляет ему радость, и зрители-слушатели не могут этого не ощущать. Концертная деятельность всегда была и остается неотъемлемой частью творческой жизни П. Лисициана. И всегда в его концертных программах особое место занимают произведения советских композиторов. Д. Шостакович и Н. Мясковский, А. Долуханян и Д. Кабалевский, В. Мурадели, А. Хачатурян, Ю. Шапорин доверяли П. Лисициану первое исполнение многих своих сочинений. Большая заслуга принадлежит Павлу Герасимовичу Лисициану в пропаганде советского искусства за рубежом. Более чем в 20 странах выступал певец в спектаклях и концертах и каждый раз с неизменным успехом.

В коллективе Большого театра Павла Герасимовича любят и уважают. В 1961 году его избрали делегатом на XXII съезд КПСС. Сейчас П. Г. Лисициан перешел на творческую пенсию и свое время делит между концертной деятельностью и педагогической работой в Ереванской консерватории. В день 60-летия я хочу пожелать Павлу Герасимовичу, чтобы и впредь его не покидали жизнерадостность и открытость людям; я желаю ему здоровья и чтобы еще долго звучал его неповторимый голос, неся радость слушателям.

И. Петров. «Советский артист», 1971, 26 ноября.

Продолжение: Часть 121