Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 123)

Владимир ПолитковскийРанее: Часть 122

Владимир Михайлович Политковский

В. М. Политковский, 80-летие которого отмечает сегодня Большой театр, принадлежит к славному поколению артистов, утверждавших в 20—30-е годы на «главной оперной сцене» молодой страны Советов новое демократическое искусство, оплодотворенное великими традициями прошлого. В эти годы определялись задачи классического спектакля в соответствии с запросами нового зрителя, в эти годы делались первые попытки отразить дух времени, смысл великих социалистических идей в оперном произведении. В эти годы В. М. Политковский — один из самых активных деятелей сцены.

Первое, что поражало в его творчестве, — необычайное разнообразие ролей. Эта черта до сих пор может считаться уникальной. В самом деле, Борис Годунов и Евгений Онегин, Эскамильо и Риголетто, Троекуров и Жермон, Скарпиа и Руслан, Томский и Яго, Мефистофель и Валентин, Демон и Галицкий, Вер-Сибан и Качура — это разнообразие свидетельствует о широте художественных интересов, о больших возможностях артиста, о его высоком профессионализме и мастерстве. Расцвет творческой деятельности В. М. Политковского совпал со временем, когда на сцене Большого театра блистали имена А. В. Неждановой и Л. В. Собинова. Их достойным партнером был Владимир Михайлович, и это уже говорит о многом.

За пультом Большого театра стоял в то время авторитетнейший музыкант В. И. Сук — дирижер высокой требовательности и бескомпромиссности. Владимиру Михайловичу Политковскому он с легким сердцем доверял участие в своих спектаклях, будь то «Аида», «Пиковая дама» или «Сказание о граде Китеже», «В. М. Политковского ценили и Н. С. Голованов, и А. М. Пазовский, и другие дирижеры. Причина этого в необыкновенной художественной аккуратности, в академизме исполнения певцом авторского музыкального текста, академизме в самом высоком понимании этого слова. В. М. Политковский обладал звучным баритоном басового оттенка с очень специфической манерой подачи звука и слова. Эта особенность мне всегда представлялась весьма обаятельной и, вероятно, главным образам в силу этого я был большим поклонником артиста. Очень редко его можно было увидеть на концертной эстраде, все силы он отдавал Большому театру.

Пел много, часто, пел труднейшие партии и всегда был в «форме». Готовность петь была его естественной потребностью. Владимир Михайлович сыграл на сцене Большого театра более 30 ролей. На очень многих спектаклях с его участием я был, на них учился оперному театру, и сегодня, когда коллектив Большого театра СССР чествует своего замечательного артиста-ветерана, я присоединяю восторженный голос к общему хору поздравлений и пожеланий славному юбиляру — хорошего здоровья и радости, дорогой наш Владимир Михайлович! Б. Покровский.

Из программы к спектаклю «Тоска», посвященному В М. Политковскому (1972, 9 апр.)

Продолжение: Часть 124