Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 105)

Борис ХайкинРанее: Часть 104

Борис Эммануилович Хайкин

Выдающееся музыкальное дарование Бориса Эммануиловича, огромный опыт оперного и симфонического дирижирования, многолетняя педагогическая работа, прекрасный вкус, эрудиция — вся его плодотворная жизнь в искусстве, его многогранная творческая деятельность снискали ему огромный авторитет среди музыкантов и деятелей искусства. С ним советуются и его советам следуют не только начинающие композиторы, музыканты, артисты, но и мастера оперного и музыкального искусства, виднейшие композиторы современности. Я считаю Б. Хайкина своим другом и товарищем, мы вместе учились в Московской консерватории, которую он блистательно окончил по классу профессоров К. Сараджева (дирижирование) и А. Гедике (фортепиано).

Впервые я увидел Б. Хайкина в 1926—1927 годах за дирижерским пультом консерваторских спектаклей «Хованщина» и «Черевички», в которых я участвовал в качестве помощника хормейстера. Наша дружба не прекращалась и тогда, когда Б. Хайкин был приглашен дирижером в музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а затем возглавил музыкальное руководство сначала Малого оперного театра, а затем Театра оперы и балета им. С. М. Кирова в Ленинграде.

Особая заслуга принадлежит Борису Эммануиловичу в подлинной пропаганде советской оперы. Еще будучи студентом, Б. Хайкин внимательно наблюдал за работой замечательного дирижера Вячеслава Ивановича Сука, а его совместная творческая работа с великим Станиславским не могла не сказаться на формировании молодого музыканта. Но, пожалуй, самое главное, что сделало Б. Хайкина одним из первых и лучших наших дирижеров, это его выдающееся дарование музыканта, помноженное на огромную любовь к искусству и ответственное к нему отношение. В 1954 году Бориса Эммануиловича пригласили к нам в Большой театр, где он сразу же занял место ведущего дирижера. Его оперный репертуар велик настолько, что легче перечислить оперы, которыми он не дирижировал.

Когда спектаклем дирижирует Хайкин, артисты хора говорят: «Нам с ним просто». В этом слове «просто» скрыт большой смысл. Спокойное взаимопонимание между, дирижером и коллективом хора (и я не ошибусь, если скажу, что это же ощущают и солисты оперы, и артисты оркестра), твердо установленные темпы, ясное и всегда в полном соответствии с авторской партитурой толкование произведения, абсолютная точность музыкальной мысли, выраженная в понятных для восприятия дирижерских жестах,— вот то основное, что определяет качество спектаклей под управлением Б. Хайкина.

К этому мне еще хочется прибавить, что Борис Эммануилович всегда очень доброжелателен и за пультом, и в жизни. Он любит театр безмерно, радуется удачам, огорчается просчетам. Когда после окончания спектакля ведущий режиссер спрашивает его, что он напишет в контрольную книгу, Борис Эммануилович, если спектакль прошел хорошо, радостный и довольный, записывает в книгу отзыв. Если в спектакле были большие погрешности, он, нарушая правило обязательности оценки качества спектакля, скажет, что писать ничего не будет и уйдет из театра грустный и огорченный. Я знаю, он долго не будет спать и будет тревожиться за следующий спектакль, а участникам этого огорчившего его спектакля на утро в вежливой, но твердой форме сделает замечание. Б. Хайкин активно участвует в общественной жизни театра.

Его неоднократно избирали в состав партийного комитета театра, он был секретарем партбюро оперы, он — непременный член Художественного совета. Одна из отличительных черт Б. Хайкина — его неизменная внимательность и обязательность по отношению ко всем, а его неиссякаемый юмор порой помогает создать нужную творческую атмосферу. Борис Эммануилович является достойным примером для молодежи. Все мы хорошо знаем, как великолепно он дирижирует на концертной эстраде, как широк его репертуар и в этом жанре. Плодотворна и педагогическая деятельность профессора. Б. Хайкина, выпустившего из стен Московской и Ленинградской консерваторий немало замечательных дирижеров, среди которых К. Кондрашин, М. Эрмлер, Э. Тоне, К. Тихонов, Б. Грузин, Е. Семков (Польша), Д. Скаврон (Югославия), С. Бояджиев (Болгария) и др. Я рад и горжусь тем, что почти 50 лет дружу и работаю бок о бок с Борисом Хайкиным.

А. Рыбное. «Советский артист», 1972, 8 сент.

Продолжение: Часть 106