Ранее: Часть 105
Татьяна Федоровна Тугаринова
С детства мечтая стать певицей, она поступила... в Ленинградский финансово-экономический институт, а окончив его, уехала в Калинин и начала работать по специальности. Вскоре поступила на вечернее отделение музыкального училища. Так, не оставляя работы и занимаясь пением, Т. Тугаринова прошла «внутреннюю стажировку». И лишь получив музыкальное образование, она твердо избрала свой путь и с блестящей рекомендацией Калининского музыкального училища приехала в Москву.
В консерватории педагогом Т. Тугариновой стала профессор Н. Л. Дорлиак. В спектаклях Оперной студии при консерватории одаренная студентка спела Купаву в «Снегурочке» и Домну Сабурову в «Царской невесте». Партия Купавы и стала первой работой молодой певицы, принятой еще студенткой четвертого курса в стажерскую группу Большого театра. Обширен и разнообразен репертуар певицы. Почти 15 лет исполняет она труднейшие драматические партии в операх русских композиторов. Ярославна («Князь Игорь»), Горислава («Руслан и Людмила»), Настасья («Чародейка»), Наташа («Русалка»), Феврония («Сказание о граде Китеже»), Лиза («Пиковая дама»), Мария («Мазепа») и другие — вот ее основной репертуар. Открытая эмоциональность исполнения, яркие вокальные краски, большой, сильный, настоящий оперный голос принесли певице признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако было бы неверным считать Т. Тугаринову певицей узкого национального репертуара.
Широкую популярность завоевала она исполнением партий в операх Верди — Елизаветы («Дон Карлос») и Аиды. Одной из любимых партий певицы еще на первых порах работы в театре была Сантуцца в «Сельской чести» П. Масканьи, на гастролях она с успехом поет Тоску. Чаще всего я встречаюсь с Т. Тугариновой в «Князе Игоре», где она — Ярославна, а я — Галицкий. Мне очень дороги артисты-партнеры, точно выполняющие режиссерский рисунок, но еще дороже бывают моменты импровизации, когда партнер понимает тебя (ты видишь его живые глаза) и отвечает тебе движением, жестом, поворотом, которые родились только что, на сегодняшнем спектакле. И я всегда бываю очень благодарен Татьяне Федоровне за поддержку, контакт, которые оживляют сцену, освещают и согревают ее.
Мастерство, профессионализм Татьяны Тугариновой развиваются и крепнут. Совершенствуются, наполняясь новыми интересными деталями, партии, сделанные ранее, в новых работах раскрываются иные, ранее не известные стороны ее артистической индивидуальности. Почти одновременно подготовила артистка партии Лариной в «Евгении Онегине» и Атаманши в «Снежной королеве». Но сколь различны эти характеры! Мягкая, все понимающая, еще молодая мать, как бы сошедшая со знакомых с детства страниц романа Пушкина, и сказочная, эксцентричная предводительница разбойников. Такие новые, мало знакомые нам грани дарования артистки заставляют ждать от нее и в будущем интересных и, может быть, очень неожиданных работ.
Т. Тугаринову в оперной труппе уважают. Уважают за спокойное, ровное и приветливое отношение к людям, за 'то, что она всегда остается самой собой, не выделяет себя из коллектива и не ставит над коллективом. Причина этому одна: Татьяна Федоровна очень доверяет людям, их доброму к ней отношению. Поэтому каждый совет, каждое товарищеское замечание воспринимаются ею с благодарностью. Она принадлежит к той категории людей, к которым легко обратиться с просьбой. Татьяна Федоровна избрана депутатом Свердловского райсовета.
А. Эйзен. «Советский артист», 1970, 18 дек.
Продолжение: Часть 107