Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 103)

Александр РыбновРанее: Часть 102

Александр Васильевич Рыбнов

Сорок лет назад так же, как и в наше время, мальчишки детского хора Большого театра резвились в Летнем саду в опере «Пиковая дама», бежали за караулом солдат в «Кармен». С ними впервые вышел на сцену Большого театра воспитанник Синодального училища и хоровой академии Саша Рыбнов, вряд ли тогда предполагая, что с этой сценой будет связана вся его жизнь, его судьба.

Тем, кто знает традиции русской хоровой культуры, многое говорят имена А. Кастальского, Н. Данилина, П. Чеснокова — выдающихся русских хормейстеров прошлого. У них и учился А. В. Рыбнов. И если сегодня в мощном звучании хора вы слышите неповторимую русскую интонацию, характерную тонкость нюансировки, в этом сказываются заветы учителей хорового искусства, принятые в свое время молодым хормейстером, сделавшиеся естественной необходимостью и потребностью его работы. Но в консерватории не кончается срок учения для тех, кто хочет посвятить свою жизнь Большому театру, он продолжается в его стенах.

Работа под началом знаменитого хормейстера и дирижера У. Авранека, общение с замечательными дирижерами С. Самосудом, А. Пазовским, Н. Головановым и А. Мелик-Пашаевым, учеба на каждом уроке, на репетициях, дома. Скоро помощник получает самостоятельность. Он возглавляет хор филиала Большого театра СССР. Идут годы, приходит опыт. С 1958 года Александр Васильевич Рыбнов — главный хормейстер Большого театра. Задача хормейстера не ограничена дирижированием и разучиванием с хором музыкального материала опер.

Он — воспитатель большого коллектива. В ряду многих важных обязанностей, может быть, самая главная — подбор артистов. Хормейстер подбирает хор, как мастер собирает орган. Он также настраивает свой «инструмент». Это очень трудно, ведь каждый артист хора — человеческая индивидуальность со своим характером, привязанностями, вкусом, наконец, с неповторимым тембром голоса. А на сцене голоса ста человек должны звучать как единый инструмент. И не только звучать. Коллектив хора — это живой, вечно перевоплощающийся творческий организм.

Сегодня — гости на деревенском балу у Лариных, завтра — кроткие подруги гейши Чио-Чио-Сан. Бывает, что в одном и том же спектакле в одном из актов хор — заносчивая шляхта, окутывающая елейным шепотом удачливую интриганку, а в другом — страждущий русский народ, проклинающий царя Бориса. Оперный образ — синтез музыкальных, вокальных, психических и пластических средств. Его добиться трудно, но это единственный путь к творческой победе. Артистов хора на страницах газет СССР, Франции, Италии, Канады, ГДР, Польши, Японии хвалят не только за «звучание», но и за «игру» тоже. Это новый этап в развитии реалистических традиций русской оперы. И для меня — режиссера — давно стало естественным и необходимым видеть рядом на репетиции в лице главного хормейстера соучастника постановок, единомышленника.

А ведь репетиции у хора ежедневные. А вечером спектакль, на котором также обязательно присутствие хормейстера. Три четверти своего времени А. В. Рыбнов проводит в театре. У А. б. Рыбнова — большой талант и опыт. Это очень много, но лишь обрученные с самоотверженным служением любимому делу, ответственностью и заинтересованностью, энтузиазмом и энергией, они создают верный портрет труженика театра, наделенного большими творческими полномочиями. А. В. Рыбнов — верный сын Большого театра. Он знал его в годы первых пятилеток, в Большом театре он встретил грозные годы Великой Отечественной войны, в театре делал все, чтобы помочь народу восстановить мирную жизнь, всегда служить ему своим искусством. Сейчас А. В. Рыбнов каждый день приходит в это старинное прекрасное здание, чтобы без устали работать, неизменно добиваться нового и лучшего для того, чтобы в творчестве жить!

Б. Покровский. Из программы к спектаклю «Хованщина»,
посвященному А. В. Рыбнову (1970, 17 дек.)

Продолжение: Часть 104