Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 93)

Ранее: Часть 92

Много хороших слов было сказано о декорациях и костюмах. В этой же статье мы прочли, что С. Вирсаладзе «убрал бутафорские деревья, озера, летающих лебедей. Кроме того, он создал великолепные костюмы, сумев сочетать элементы Ренессанса и русской традиционной старины. Это большой прогресс по сравнению со старыми постановками». Такой безоговорочный успех окрылил труппу. Артисты поздравляли друг друга, понимая, что первый рубеж преодолен — новое «Лебединое озеро» миланцы приняли. Вечером «Лебединое» повторилось, но уже с иными исполнителями главных партий: Одетту — Одиллию танцевала Н. Бессмертнова, Принца — М. Лавровский.

Спектакль принес новый, большой успех молодым талантливым исполнителям. К сожалению, в подтверждение своих слов я не могу привести выдержки из газет: как известно, итальянская печать рецензирует лишь премьеры. Следующей премьерой в Милане был «Спартак». Первыми зрителями «Спартака», как и «Лебединого», были искушенные работники «Ла Скала» и журналисты, пришедшие на открытую генеральную репетицию. Спектакль они встретили необыкновенно тепло. Однако прием, оказанный спектаклю зрителями, превзошел все наши ожидания. Аплодисменты начались уже в середине первого акта и сопровождали весь спектакль. Могу смело сказать, что «Спартак» имел огромный, триумфальный успех.

Интересно, что и газеты, по-разному оценившие этот спектакль, не могли умолчать о том приеме, который он имел у зрителей. Часть критики оценивала не художественные достоинства спектакля, а трактовку исторической роли восстания Спартака и деятельности Марка Красса. Многие газеты отмечали высокие требования, предъявляемые к исполнителям хореографией «Спартака». Я сошлюсь на одну миланскую рецензию. Газета «Коррере делла сера» от 3 октября: «Хореография Юрия Григоровича достигает непревзойденной вершины виртуозного искусства. Перед нами как бы неудержимый взрыв силы и акробатики, контролируемый, однако, железной дисциплиной, а также колоритными лирическими соло и дуэтами в исполнении лучших звезд Большого театра».

На протяжении всех гастролей печать высоко оценивала дирижерское искусство Альгиса Жюрайтиса. В этой рецензии отмечалось, что «нигде, как в «Спартаке» Хачатуряна, его энергичная и темпераментная манера дирижировать не находила столь благодатной почвы». Репетиционная работа не прекращалась ни на один день. Утром шли занятия в тренировочных классах, вели занятия М. Самохвалова и Н. Фадеечев, репетиции вели Г. Уланова, Т. Никитина и Н. Симачев. Очень много работали главный балетмейстер Ю. Григорович, художник всех гастрольных спектаклей С. Вирсаладзе, вся немногочисленная группа нашей постановочной части.

Я не помню, чтобы когда-либо раньше в рецензиях отмечалась работа осветителей. В Милане и Риме критики отмечали высокохудожественный труд нашего осветителя Б. Лелюхина. Премьера «Щелкунчика» состоялась в Милане 5 октября — прошла с очень большим успехом. На следующий день газета «Унита» писала: «Новая редакция Большого театра, освободив балет от наслоений, свойственных прежним постановкам, возродила прекрасную простоту первоначальной фабулы... Еще лучше, чем в «Лебедином озере», Юрий Григорович возрождает дух старой хореографии и, осторожно используя режиссерские средства и прекрасные декорации и костюмы Симона Вирсаладзе, создает плавный рассказ, милый и грациозный с начала и до конца, подкрепленный там, где это надо, блестящей виртуозностью дивертисментов...

Прекрасная хореография предоставляет солистам и кордебалету блестящую возможность показать себя. Среди многих великолепных танцовщиков трудно сделать выбор, но надо начать с Наталии Бессмертновой — еще одной звезды балета и ее партнера, «пружинистого» и мужественного Михаила Лавровского...» За 11 дней коллектив показал в Милане 12 спектаклей. Если к ним добавить три открытые генеральные репетиции — получается уже 15. Конечно, это очень большая нагрузка, особенно если учесть специфику спектаклей Ю. Григоровича, требующих большой нервной и даже просто физической отдачи. Солистам было легче, чем кордебалету, — правильное распределение по спектаклям' чередование выступлений в премьерах предохранило их от переутомления, а зрителям позволило познакомиться с различными индивидуальностями.

Продолжение: Часть 94