Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 94)

Ранее: Часть 93

10 октября балетом «Спартак» коллектив закончил выступления в Милане. 15 октября «Лебединым озером», как и в Милане, начались гастроли в Риме. И снова зрители были покорены несравненным искусством Майи Плисецкой, снова подолгу аплодировали солистам и кордебалету. Римское издание газеты. «Унита» отмечало: «Публика долго аплодировала советским танцорам, изумительно исполняющим «Лебединое озеро». На фоне совершенного кордебалета выделялся необычайный по силе танец Майя Плисецкой. Мы видели людей со слезами на глазах и нисколько не преувеличим, если скажем, что премьера «Лебединого озера» вписывает особую страницу в книгу о балетных спектаклях в Риме. Все вместе, как солисты, так и кордебалет, своим высоким искусством свидетельствуют о высочайшей культуре всей страны».

Майю Плисецкую газета называет «нежной и томной, нервной и порывистой», пишет, что она «околдовала публику очаровательным танцем, в котором с волнующей силой выражает лучшие черты богатой традиции Николаи Фадеечев в роли Принца... с большим мастерством и элегантностью исполняет как функции партнера, так и солиста». Гастроли шли в сопровождении оркестров театра «Ла Скала» и Римской оперы. И тем не менее даже итальянцы писали: «...необходимо, чтобы хотя бы один раз Большой театр приехал в Рим с собственным оркестром в целях более гармоничного слияния музыки и танца, которое тем не менее достигнуто дирижером Альгисом Жюрайтисом» («Унита»).

Римская газета «Темпо» отмечала, что Ю. Григорович — «серьезный, глубокий художник. В старом балете он сумел найти новые музыкальные и хореографические элементы, более понятные для современной публики. Великолепный спектакль в целом, он полон грации и был встречен бурными аплодисментами». Большим успехом во время гастролей пользовался Борис Акимов. Если в Милане второй премьерой был «Спартак», то в Риме — «Щелкунчик». В Милане премьеру «Щелкунчика» танцевали Н. Бессмертнова и М. Лавровский, а в Риме — Е. Максимова и В. Васильев. Таким образом, все наши ведущие солисты попадали в поле зрения прессы, причем в разных спектаклях. Постановка «Щелкунчика» Ю. Григоровича получила в Риме столь же безоговорочное и полное признание, как и в Милане. Об этом писали все газеты, начиная с органа коммунистической партии — газеты «Унита» и кончая такими крайне правыми изданиями, как «Иль сэколо».

Римские зрители принимали Большой балет не менее горячо, чем миланцы. «Унита» от 17 октября отмечала, что театр «сотрясался от аплодисментов, так как великолепие танца, элегантность, виртуозность как всего коллектива, так и солистов достигли вершины». Римская газета «Иль темпо» отмечала, что «по существу каждый из артистов кордебалета мог бы быть солистом». В газете говорится о высоком мастерстве В. Левашева, А. Щербининой («гротескный и незабываемый персонаж») и, конечно, Е. Максимовой и В. Васильева, которые «внесли в спектакль свежесть молодости, красоту поэтического исполнения и высокое искусство классического танца». Газета «Аванти» писала, что Григорович создал «спектакль изумительной красоты, полный хореографических находок, совершенно сочетающихся с духом сказки.

В Симоне Вирсаладзе Григорович нашел соратника первого класса, который сумел своей богатой фантазией дать жизнь миру игрушек. В этой связи нельзя не упомянуть о главном осветителе Борисе Лелюхине, который подобно волшебнику придал спектаклю зримое богатство». Итальянские музыканты очень, тепло приняли А. Жюрайтиса, знакомого им еще как лауреата Международного конкурса дирижеров, проходившего в Риме. В его честь был устроен специальный прием, на котором было высоко оценено его профессиональное мастерство. Газеты писали: «Дирижер Альгис Жюрайтис управлял оркестром; оперного театра уверенно и точно, в то же время сохраняя мягкость мелодии, где этого требовала партитура. Успех был полным и единодушным. Публика много и долго аплодировала».

Продолжение: Часть 95