Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 92)

Ранее: Часть 91

М. Киселев Ж Балет в Милане и Риме 27 сентября 1970 года коллектив балета вылетел на гастроли в Италию. Это был первый в нашей практике показ в Италии балетных спектаклей Большого театра. Ранее здесь выступали многие наши солисты, в том числе Г. Уланова и Ю. Кондратов, М. Плисецкая и Н. Фадеечев, Е. Максимова и В. Васильев; несколько лет назад группа артистов участвовала в фестивале танца в г. Нерви, но с балетными спектаклями Большого театра итальянцам предстояло познакомиться впервые. В репертуар гастролей были включены балеты П. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» и «Спартак» А. Хачатуряна.

В миланском аэропорту нас встречала многочисленная армия журналистов, наши товарищи, прибывшие в Милан раньше нас, сотрудники советского посольства, наконец, наш старый друг — директор театра «Ла Скала» Антонио Гирингелли.Он приехал в аэропорт, несмотря на нездоровье, открыл пресс-конференцию, которая состоялась здесь же, в аэропорту, и тепло приветствовал артистов балета на итальянской земле. Затем Ю. Григорович представил журналистам руководителей и ведущих солистов труппы. Разместившись в автобусах и машинах, участники гастролей направились в Милан, делясь первыми впечатлениями, перебрасываясь шутками.

Никто не знал в тот момент, что произошло несчастье, что не стало одного из руководителей гастролей, заведующего балетом Александра Романовича Томского. Это казалось совершенно невероятным — только что он, полный энергии и заботы, давал какие-то распоряжения, объяснял порядок работы, и... его нет. Труппа тяжело переживала эту потерю. Но надо было работать. Впереди — сценические, генеральные репетиции с публикой (причем самой придирчивой: журналистами и работниками «Ла Скала», где нам предстояло выступать) и, наконец, премьера. Обязанности заведующего труппой мы с Ю. Григоровичем попросили взять на себя В. Левашева.

При регулярной занятости в спектаклях он работал организованно, оперативно, успешно справляясь с этой дополнительной должностной нагрузкой. 30 сентября «Лебединым озером» начались гастроли. К этому спектаклю коллектив пришел собранным, организованным, спектакль был прекрасно отрепетирован. По-моему, это был один из лучших спектаклей Майи Плисецкой. Ее вдохновенное, совершенное искусство покорило миланцев. Бурными аплодисментами сопровождались вариации Одетты и Одиллии, Принца — Н. Фадеечева, Шута — В. Кошелева, танцы невест. После окончания каждого действия бурным вызовам не было конца, и артисты не успевали отдохнуть перед следующим актом. Успех был огромный. Мы были его свидетелями, о нем нам говорили сотрудники советского посольства (присутствовавшие на всех спектаклях в Милане и Риме), этот успех привел в восторг А. Гирингелли, который радовался тому, что уже первый наш спектакль завоевал признание зрителей. Об этом же красноречиво свидетельствовали и вышедшие наутро миланские газеты.

«Унита» от 1 октября писала: «Новой постановкой «Лебединого озера» Большой театр с триумфом начал свои гастроли в «Ла Скала». Публика сопровождала спектакль нескончаемыми аплодисментами, начиная с первого появления Принца и до самого конца балета — смерти Злого гения. Такого успеха ожидали, поскольку московский Большой театр является подлинным центром, в котором бережно сохраняются вековые традиции, и школой, откуда выходят выдающиеся звезды балета... Новая редакция балета, по существу, является новым пунктуальным прочтением текста, который подвергся очищению, подобно старому полотну в руках умелого реставратора». «Коррьере д'информационе» называла М. Плисецкую «несравненной исполнительницей» роли Одетты — Одиллии. «Не хватает слов,— говорилось в статье, — чтобы выразить восхищение ее руками, совершенством каждого движения, силой и уверенностью па, прыжков... Это был настоящий триумф... Необычайно хороши Акимов в роли Злого гения и Кошелев в роли Шута; неповторима Т. Бессмертнова в испанском танце, безупречны четыре маленьких лебедя, а также весь слаженный, дисциплинированный кордебалет...».

Продолжение: Часть 93