Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 91)

Ранее: Часть 90

П. Хомутов

Балет в Японии

Нынешние гастроли коллектива балета в Японии были не совсем обычными. Их необычность дала о себе знать уже на самом начальном этапе подготовки. Состав участников гастролей формировался таким образом, чтобы силами одних и тех же артистов можно было обслуживать танцевальные сцены в оперных спектаклях, а затем, приняв дополнительную группу солистов, провести самостоятельные балетные гастроли, включающие сложную классическую программу. Балетная труппа, прибывшая в Осака вместе со всеми участниками гастролей, с первого же дня включилась в активную и, что, на мой взгляд, очень важно, регулярную работу. Каждое утро проводились тренировочные балетные классы, каждый день балетмейстер-репетитор Л. Поспехин работал с артистами, готовя их к спектаклям. Все танцевальные сцены в операх «Борис Годунов», «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» проходили на хорошем художественном уровне, а «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» неизменно имели очень большой успех у зрителей, отмечались критикой.

Вместе с солистами оперы и артистами оркестра артисты балета принимали участие в концертах, которые проходили в павильоне Советского Союза на ЭКСПО-70. Это — Т. Варламова, Э. Костерина, Л. Трембовельская, С. Захватошина, Ю. Папко, С. Кауфман, А. Петров, В. Немоляев, В. Владыкин, Г. Тарасов, Р. Шокоров, Т. Гиоев, В. Туманов и концертмейстер И. Щербина. И еще не закончились в Токио оперные спектакли, а балет уже начал активную подготовку к своим самостоятельным гастролям. 5 сентября, в день токийской премьеры «Князя Игоря», проходила оркестровая репетиция балета «Жизель». 6 сентября балет участвовал в двух представлениях «Князя Игоря», а 7-го уже открыл свои гастроли в Токио на сцене театра «Косененкин кайкан» спектаклем «Жизель». Основные партии в балете исполняли: Р. Стручкова (Жизель), В. Тихонов (Альберт), Ю. Папко (Лесничий), Р. Карельская (Мирта), Н. Филиппова и О. Рачковский (па-де-де). Из-за того, что на этой сцене у нас не было ни одной репетиции, утром в день премьеры состоялся прогон всего балета.

На следующий день утром у коллектива снова была оркестровая репетиция, а вечером мы показывали премьеру второй программы. Она включала второй акт «Лебединого озера», «Вальпургиеву ночь» из оперы «Фауст» и Дивертисмент. За 19 дней гастролей состоялось 13 выступлений коллектива балета в шести городах Японии — Токио, Нагано, Тояма, Киото, Осака и Нагоя. Нередко приходилось выступать после трехчасового переезда на автобусе или поезде, был у нас и шестичасовой автобусный переезд. Но самодисциплина, чувство ответственности помогали артистам сразу же обретать необходимую профессиональную форму, не снижать требовательности к своим выступлениям.

Не всегда техническое оснащение сцены позволяло в полной мере показать спектакли так, как они идут в Москве. Так, в г. Тояма вечер одноактных балетов прошел просто в сукнах из-за того, что размеры сцены не дали нам возможности использовать оформление, в котором спектакль шел в других городах. Несмотря на то, что в составе группы было 65 артистов и, кроме партии Жизели, которую танцевали в очередь Р. Стручкова и М. Кондратьева, мы не имели ни одного запасного исполнителя, ни один спектакль не был под угрозой срыва. Трудно кого-либо выделить — отлично работали все. Скажу только, что ряд исполнителей имел на протяжении всех гастролей особенно большую нагрузку. Это — Р. Карельская, В. Тихонов, Н. Филиппова, О. Рачковский, дирижер А. Копылов, а также Н. Сорокина и Ю. Владимиров. Не могу не сказать еще раз о Л. Поспехине.

Благодаря его самоотверженной репетиторской работе спектакли проходили на высоком художественном уровне. Ни одна минута не была потеряна — все использовалось для достижения слаженности, отточенности, ансамблевости исполнения. И когда мы читали в японских рецензиях похвалы в адрес наших солистов и кордебалета, то понимали, что большая доля успеха принадлежит неутомимой работе Льва Александровича. На протяжении всех гастролей в коллективе царила дружная, хорошая атмосфера. Многие молодые артисты впервые выезжали за рубеж, но работала молодежь отлично, беря пример со среднего и старшего поколения. Поэтому организационные трудности, связанные с переездами, освоением новых сценических площадок, размещением в разных гостиницах, преодолевались легко и сейчас вспоминаются просто как приятное разнообразие.

Очень живо проходила пресс-конференция в Нагано. Из вопросов журналистов мы поняли, как велик интерес к нашей стране, к нашему искусству, к Большому балету, который мы представляли. О чем только нас не спрашивали — от вопросов быта до истории театра, его репертуара и системы обучения в советских хореографических училищах. В Киото мы встретились с деятелями японской хореографии. Чтобы поговорить с советскими артистами, узнать их «профессиональные секреты», на встречу приехали жители других городов. Здесь внимательно следят за всем новым, что у нас появляется, японских хореографов интересует все, вплоть до применения системы Станиславского в балете. Наши товарищи Р. Стручкова, М. Кондратьева, Р. Карельская, А. Копылов, Л. Власова, С. Власов, присутствовавшие на этих встречах, очень подробно, терпеливо и убедительно отвечали на все вопросы. ... Гастроли закончились. Проделана большая и полезная работа, которая завоевала балету Большого театра, советскому искусству новых поклонников и друзей.

Продолжение: Часть 92