Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 89)

Ранее: Часть 88

В первый же день гастролей мы убедились в том, что встретились с замечательной публикой, по-настоящему понимающей оперное искусство, несмотря на то, что в Японии до сих пор нет своего оперного театра. Первый спектакль, как и все последующие, много раз прерывался аплодисментами, а по окончании спектакля публика устроила овацию, которая продолжалась свыше 15 минут. Технические данные японских сцен обусловили специфичность построения репертуара. Впервые в истории нашего театра три дня подряд шел «Борис Годунов» и далее также по два раза подряд «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Князь Игорь», а закончились гастроли в Токио тремя спектаклями «Князя Игоря».

Такое положение с расписанием спектаклей значительно усложнило подготовку составов исполнителей и привело в ряде случаев к очень напряженному режиму работы некоторых солистов. Заболевание кого-либо ставило под угрозу проведение спектаклей или приводило к дополнительной тяжелой нагрузке солистов. В этом смысле прежде всего следует упомянуть Владимира Атлантова, который два дня подряд выступал в ответственных партиях Ленского и Германа. Артур Эйзен спел во всех шести спектаклях «Бориса Годунова» партию Варлаама. Тамара Милашкина, будучи нездоровой, пела Лизу в «Пиковой даме». Два дня подряд в ведущих партиях выступали Лариса Авдеева, Юрий Мазурок, Евгений Райков, Елена Образцова, Татьяна Тугаринова, артисты балета Тамара Варламова, Эльмира Костерина, Юрий Папко и Семен Кауфман.

Но в труднейших климатических условиях, сложной обстановке все участники поездки проявили себя настоящими патриотами своей страны и родного театра. Большую и напряженную работу провели коллективы хора, оркестра, балета, миманса и работники постановочной части. Какую же оценку можно дать спектаклям? Прежде всего следует сказать, что они прошли на высоком художественном уровне. Спектакли привлекли большое внимание широкой публики, музыкальной общественности, влиятельных и правительственных кругов. На спектаклях присутствовали министры, члены императорской семьи, видные музыкальные и общественные деятели Японии. В период гастролей руководство театра и наши ведущие артисты много раз встречались с корреспондентами всех крупных японских газет, состоялась пресс-конференция с участием министра культуры СССР Е. А. Фурцевой.

Японские газеты придавали большое значение гастролям. Газета «Майничи симбун» от 17 августа писала: «Коллектив Большого театра, насчитывающий 400 человек, включая солистов, оркестр и балетную труппу, представляет в целом оперу Советского Союза, и поэтому знакомство с ним в таком составе несомненно представляет исключительный интерес и будет крайне впечатляющим. Приезд в Японию Большого театра является одним из самых больших подарков Всемирной выставке ЭКСПО-70». Если взглянуть только на заголовки статей японских газет, то уже очевидна высокая оценка гастролей: «Представление, которое держит зрителя в постоянном напряжении» («Майничи», 4 сентября); «Изумительная, прекрасная опера Большого театра» («Майничи симбун», 1 сентября); «Блестящая постановка «Бориса Годунова» («Джапан тайме», 19 августа).

Буквально все газеты поместили восторженные отзывы о спектаклях, об оркестре, хоре, о дирижерах Ю. Симонове, Г. Рождественском, отдельных солистах. Чрезвычайно высоко оценивалось мастерство А. Огнивцева, И. Архиповой, Т. Милашкиной, В. Атлантова, Ю. Мазурока, Е. Образцовой, Л. Авдеевой, Т. Синявской, Е. Райкова и других. Вот некоторые цитаты из японских газет: О премьере в Осака газета «Хохи» писала 17 августа: «16 августа в 6 часов вечера в «Фестиваль-холле» начались гастроли оперы Большого театра, которые привлекли к себе всеобщее внимание как самое выдающееся событие. Зал был опьянен роскошными декорациями, привезенными Большим театром из Москвы. Одним словом — это было великолепное зрелище».

Продолжение: Часть 90