Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 88)

ГастролиРанее: Часть 87

Отчеты руководителей гастролей В. Вони

Опера в Японии

Теперь, когда в японском городе Осака отгремели залпы орудийного салюта по поводу торжественного закрытия Всемирной выставки ЭКСПО-70, продолжавшейся 184 дня, когда закончилась культурная программа выставки и оперная труппа Большого театра вернулась домой, можно подвести некоторые итоги очень важных, ответственных гастролей. Как мы и предполагали, спектакли Большого театра явились самым значительным событием в большой и разнообразной художественной программе, в которой было широко представлено искусство многих стран мира. Достаточно назвать такие всемирно известные коллективы, как опера Западного Берлина, Комеди Франсез, Шекспировский мемориальный театр, Нью-Йоркский симфонический оркестр,— чтобы представить себе всю значительность показа международного искусства в Осака.

Сейчас, после окончания спектаклей в Японии, мы с гордостью можем сказать, что действительно «гастроли оперы Большого театра привлекли к себе всеобщее внимание как самое выдающееся событие среди классических спектаклей, которые были показаны по приглашению ЭКСПО-70». Эта цитата из японской газеты как нельзя лучше характеризует прошедшие гастроли Большого театра. Но приезд оперной труппы Большого театра, или, как ее называли японцы, «Большой оперы», не может рассматриваться лишь как часть художественной программы ЭКСПО-70. Спектакли театра в Осака и Токио — результат широкого развития культурных связей в области искусства между Советским Союзом и Японией за последние годы. Японцы уже хорошо знают наши лучшие симфонические оркестры, советский балет, они слушали Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса и многих молодых талантливых советских исполнителей.

И не случайно, что в год ЭКСПО-70 из Советского Союза в Японии побывали Северный русский народный хор, Ленинградский симфонический оркестр, Святослав Рихтер, цирковая группа, 7 разнохарактерных по своему составу артистических групп и, наконец, опера Большого театра — всего около 800 человек. Поэтому мы и считаем, что оперные спектакли Большого театра являются кульминационной точкой не только программы ЭКСПО-70, но и всех связей между нашими странами в области искусства за последнее время. Более года мы готовились к этим гастролям — контракт был подписан 23 июня 1969 года. Уже тогда было определено, что спектакли Большого театра будут проведены в Осака и Токио в период с 13 августа по 8 сентября 1970 года. Был также твердо зафиксирован репертуар, включающий основные оперные произведения русской классики, а именно: «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина. Но с первых же дней подготовки к гастролям начались осложнения.

Оказалось, что сцены театров «Фестиваль-холл» в Осака и «Бунка кайкан» в Токио не приспособлены для показа наших спектаклей. Предстояла сложная работа по дооборудованию сценического хозяйства этих театров. Высказывались даже мысли о том, что спектакли Большого театра вообще невозможно показывать на сценах указанных театров. Но серьезный подход к делу, желание преодолеть трудности, настойчивость в переговорах с японской стороной представителей театра и, наконец, дружная совместная работа советской и японской художественно-постановочных частей сделали возможным успешное проведение гастролей. Работники Большого театра и их японские коллеги превратились еще задолго до первого спектакля в единый дружный коллектив, и трудности были преодолены. В соответствии с разработанными советской и японской сторонами, планом технических репетиций, работы по монтировке декораций начались уже 21 июля.

О грандиозности подготовительной работы и гастролях в японских газетах еще до премьеры было помещено множество статей. Газета «Асахи» писала: «Это будет самая большая оперная труппа, которая когда-либо приезжала в Японию». «С японской: стороны будут работать 220 человек». «В связи с гастролями оперы Большого театра для переоборудования Фестивального зала было израсходовано более 11 миллионов; иен». 16 августа в Осака в помещении «Фестиваль-холл» состоялось открытие гастролей — была показана опера М. Мусоргского «Борис Годунов». На спектакле присутствовали министр культуры СССР Е. А. Фурцева и посол Советского Союза в Японии О. А. Трояновский.

Продолжение: Часть 89