Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 23)

 Ранее: Часть 22

Началась Великая Отечественная война. Коллектив Большого театра, последовав призыву партии, включился в патриотическое движение за укрепление обороноспособности страны и мобилизацию всех сил для отпора врагу. Виднейшие мастера выступали на передовых позициях, в госпиталях перед бойцами Советской Армии, поднимая их боевой дух, давали концерты в тылу, сбор от которых поступал в фонд армии. Ряд работников театра сражался с оружием в руках. Вместе с тем в театре продолжала вестись напряженная работа, готовились и выпускались спектакли. Осенью 1941 года в обычное время открылся очередной сезон. Но вскоре правительством было принято решение об эвакуации Большого театра в Куйбышев.

Часть труппы осталась в Москве и продолжала выступать в помещении филиала, так как основное здание было частично повреждено при воздушной бомбардировке. Несмотря на трудные условия военного времени, за эти годы был осуществлен ряд новых постановок. В Куйбышеве были поставлены опера «Вильгельм Телль» Д. Россини и балет «Алые паруса» В. М. Юровского, в Москве — опера Д. Б. Кабалевского «В огне», в которой получили отражение события героической борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. В годы войны, а особенно в послевоенный период, значительно обновляется состав как оперной, так и балетной трупп.

В Большой театр приходят многие талантливые артисты. Среди них были и сложившиеся мастера, имевшие уже значительный сценический опыт: Е. В. Шуйская, Г. М. Нэлепп, A. П. Иванов, В. В. Ивановский, П. Г. Лисициан — и начинавшие свою творческую деятельность «новички»: В. И. Борисенко, И. И. Масленникова, Е. Ф. Смоленская, И. И. Петров, Л. И. Масленникова, B. М. Фирсова. В балете — Ю. Г. Кондратов, Ю. Ф. Гофман, Н. Н. Чорохова, В. А. Преображенский. Украшением «Большого балета», его знаменем на последующие десятилетия становится одна из величайших балерин нашего века Г. С. Уланова, творчество которой началось в 30-е годы на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова и развернулось затем на сцене Большого театра. Новые задачи, вставшие перед искусством после окончания войны, и новые требования художественного и идеологического порядка обязывали к частичному пересмотру методов постановочной работы и сложившихся в предыдущий период трактовок оперных и балетных произведений. Театр заново ставит ряд классических опер, входивших в состав его постоянного репертуара. Наиболее значительными из этих постановок были «Евгений Онегин» (1944), «Борис Годунов» (1948), «Садко» (1949) и «Хованщина» (1950). Три последние были осуществлены под музыкальным руководством Н. С. Голованова.

Ставил «Евгения Онегина» и «Садко» режиссер Б. А. Покровский, незадолго до этого пришедший в Большой театр, режиссура двух других спектаклей принадлежала Л. В. Баратову. Четко определенные постановочные позиции, прекрасный состав исполнителей, безупречная слаженность оркестрового и хорового звучания (хормейстеры М. Ю. Шорин и А. В. Рыбнов), наконец, впечатляющие декорации П. В. Вильямса и Ф. Ф. Федоровского определили большой и длительный успех этих спектаклей, до сих пор продолжающих жить на сцене. В них сейчас выступает третье поколение артистов, перенявших лучшие традиции исполнения старших мастеров и внесших в них дух современности. Интересными новыми спектаклями обогатился и зарубежный репертуар. Впервые театр начинает планомерную постановку классических опер стран социалистического содружества. Были поставлены «Проданная невеста» Б. Сметаны (1948), «Галька» С. Монюшко (1949). Постановка в 1954 году оперы Л. Бетховена «Фиделио» была одной из самых удачных работ театра в послевоенные годы.

Режиссером всех этих новаторских для Большого театра спектаклей был Б. А. Покровский. Дирижировали К. П. Кондрашин и А. Ш. Мелик-Пашаев. Оформляли спектакли B. В. Дмитриев, А. И. Константиновский. Эти спектакли были поставлены на сцене филиала. Продолжая это направление, в 1958 году театр показал премьеру оперы «Ее падчерица» Л. Яначека, и в год закрытия филиала (1959) — «Банк бан» Ф. Эркеля. Важное значение для развития искусства Большого театра имели проходившие на его сцене Декады литературы и искусства национальных республик СССР. В их подготовке принимали участие ведущие режиссеры и музыканты Большого театра, они, знакомились на местах с ее богатейшим фольклором, творчеством братских композиторов. Это не могло не сказаться на развитии репертуара Большого театра, его стилистическом обогащении.

Продолжение: Часть 24