Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр в начале XX века (1952 г.), часть 11.

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
 

 

Поиски новых методов сценического воплощения оперных произведении велись не только в студийных условиях. В хронике 1921 года мы находим следующее чрезвычайно интересное сообщение: «Стремясь расширить спою художественную работу и придать ей более самостоятельный, в смысле художественного, характер, группа артистов и артисток Большого театра образовала так называемую «малую оперу». Труппа энергично принялась за работу по подготовке оперных спектаклей, причем в основу положен принцип наибольшей самодеятельности. За режиссером и дирижером сохраняется лишь роль, так сказать, контролирующая. Так была приготовлена «Богема», которою и дебютирует «малая опера». Пока «Богема» идет под аккомпанемент фортепиано; позднее будет введен оркестр. Вторая работа, теперь подготовляемая,— «Риголетто»; одна из особенностей этого спектакля— замена хора квартетом солистов, из которых каждый представляет особый образ».

Им этих своеобразных опытов творческой самодеятельности, для публичного показа которых предполагалось первоначально использовать Бетховенский зал и эстраду Дома Союзов, в 1922 году родились спектакли так называемого Нового театра. Позднее, в 1924 году, театру было передано приспособленное для опорных спектаклей помещение нынешнего Филиала ГАБТ, носившего в ту пору название Экспериментального театра. Эти факты свидетельствуют и о значительно повысившемся интересе советской слушательской массы к искусству Большого театра, и о том, что в творческом коллективе назрела насущная необходимость поисков нового репертуара и новых форм сценической интерпретации, смелого выдвижения новых актерских сил.

Просматривая программы основной сцены и Филиала, знакомясь со списками новых постановок и возобновлений, нельзя не видеть, что отбор репертуара в советском Большом театре сразу же становится осмысленным и строгим, он направляется и корректируется разумными и принципиально верными установками. Это сказывается в репертуаре как оперном, так и балетном. В первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции состоялась премьера балета «Стенька Разин», поставленного А. Горским на музыку Глазунова; в этот же вечер исполнялась сцена веча из «Псковитянки». Весьма примечательная программа, свидетельствующая о начавшихся поисках монументальных форм народного музыкально-драматического искусства, о стремлении воплотить героический образ народа, передать динамику исторических народных движений и, наконец, о глубоком понимании и уважении к классике! Русская классика чрезвычайно полно представлена в оперных и балетных спектаклях первых лет. Так, балетная труппа после «Стеньки Разина» показывает «Щелкунчика» (21 мая 1919 года, первая постановка гениального балета Чайковского в Москве!), возобновляет «Лебединое озеро», "Раймонду», «Спящую красавицу», осуществляет спектакли "Шехерезада» и «Испанское каприччио».

А вот некоторые данные об оперном репертуаре первых лет. В программах 1920/21 года — четвертого сезона советского Большого театра — мы обнаруживаем капитальнейшие произведения русской классики, при этом исполняемые первоклассными силами: «Борис Годунов» с Гр. Пороговым, Петровым, Политковским, Богдановичем, «Золотой петушок» с Гр. Пироговым, Степановой, Матовой, «Сказка о царе Салтане» с Неждановой, Савранским, "Князь Игорь» с Мигаем, Держинской, Петровым, «Царская невеста» с Неждановой, Обуховой, Савранским, Петровым, «Пиковая дама» с Евлаховым, Гр. Пироговым, Мигаем, Антаровой, Держинской, Неждановой (в роли Прилепы!). «Золотой петушок», «Царь Салтан» и «Пиковая дама» шли под управлением В. Сука, «Князь Игорь» и «Царская невеста» — под управлением Н. Голованова. Такова была обычная программа театра. В этом же сезоне театр показал музыкально-драматическую поэму Берлиоза «Гибель Фауста» (дирижер Сук, Фауст — Лабинский, Маргарита — Держинская, Мефистофель — Пирогов). Как видим, творческая жизнь Большого театра была в этот ранний период истории советской культуры исключительно богатой и интенсивной. Отметим, кстати, что уже тогда, последовательно осуществляя задачи народного просвещения, стремясь всячески укрепить познавательную, идейно-воспитательную, общественно-организующую роль своих спектаклей, Большой театр практиковал издание в помощь слушателям пояснительных текстов, являвшихся первым опытом научно-популярного марксистского освещения крупнейших произведений мировой музыкальной классики (в числе авторов пояснительных текстов был А. В. Луначарский).


Продолжение...