Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Педагогические принципы В. Д. Тихомирова. Техника искусства танца. Из книги "Мастера Большого театра". Часть 2.

Ранее: 1.

Василий Дмитриевич не пропускал малейшей неточности, нечеткости в форме движения. Преследуя цель всестороннего развития ног, он не меньше заботился об эстетическом их виде, красоте их формы. Тихомиров был убежден, что классический экзерсис при правильном распределении нагрузки на мышцы ног помогает исправить недостатки в строении ног, Улучшает их форму. Это выражалось в следующем:

1. Любое движение не практиковалось более четырех раз в каждом направлении (вперед, в сторону и назад).

2. Силовые — вытянутые движения ног часто сочетались с легкими, мягкими, например: releve lent на 90° комбинировались с мягкими battements developpes. Grands battements jetes с demi-plie и т. д.

Причем интересным приемом было то, что ноги (у станка) все время «летали» — почти что не было длительных пауз ни в воздухе, ни в позициях. В результате, проработав пятнадцать минут у станка, мы выходили на середину зала с хорошо разогретыми ногами, без намека на усталость. Урок длился сорок пять минут. Василий Дмитриевич говорил: «Главная работа — экзерсис на середине зала. Педагогу необходимо помнить о том, чтобы ноги были легкими, мягкими и сильными, готовыми принять на себя более трудную нагрузку в упражнениях адажио и аллегро». Продолжая линию гармоничного развития мышц ног, он часто сочетал адажио с прыжками, прыжки с движениями на пальцах, и наоборот.

Хорошая подвижность ног в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах была одним из самых отличительных качеств в классе Василия Дмитриевича. Легкость ног, столь важное качество танцовщицы, развивалось из года в год упорным трудом так же, как их сила, эластичность и мягкость. Василий Дмитриевич привлекал наше внимание к пластичности ног, добивался непрерывной линии в их движениях. Он не разрешал, чтобы нога, начав battement developpe, где-либо «застревала» или раскрывалась рывками. От начала движения sur le cou-de-pied до раскрытия ноги на 90° работающая нога плавно раскрывалась независимо от темпа и ритма движения. Принцип слитности движений ног проводился всюду, но особенно это требовалось в demi-plie. Никаких «точек», только эластичное, тягучее, протяженное demi-plie в независимости от темпа.

Выработку крепкого подъема и «стального носка» Василий Дмитриевич ставил на одно из первых мест в разделе техники. Кроме всех движений, развивающих стопу, он давал также (шестой и седьмой классы) прыжки на пальцах. Различные pas de bourree на пальцах комбинировались с заносками. Специальных туфель мы не переодевали, ибо часто движения экзерсиса у станка и на середине сочетались с движениями на пальцах. В общей сложности на пальцах занимались каждый день. Много внимания Тихомиров уделял развитию прыжка. Развить прыжок ученицы, не имеющей его от природы, дело чрезвычайно сложное. Василий Дмитриевич достигал того, что к выпуску у всех был прыжок. Обладал ли наш педагог каким-либо секретом в развитии элевации и баллона? Нет, никакого секрета не было. Все его педагогическое мастерство заключалось в сочетании глубоких знаний физиологии и анатомии человека с законами хореографического искусства. Это и было его «секретом», его «ключом» к раскрытию всех профессиональных качеств своих учениц.

Он знал, какая группа мышц толкает тело вверх и какая группа мышц принимает тело после прыжка. Не перегружая какую-либо группу мышц в отдельности, распределяя всю сложную работу двигательного аппарата, Василий Дмитриевич достигал гармоничного развития всего тела. Вот почему у его учениц никогда не деформировались мышцы бедра, чрезмерное развитие которых портит вид ног танцовщицы, в то же время ноги были предельно выработаны. В классе не практиковались какие-либо специальные упражнения для развития выворотности, шага. Только неустанной, упорной работой на уроках классического танца развивались все профессиональные данные.

Продолжение...