Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Театральное училище Большого театра ("Мастера Большого театра"), часть 1

В 1920 году Московское театральное училище Большого театра (так называлось Московское хореографическое училище до начала 30-х годов) широко открыло двери для желающих обучаться искусству хореографии. Детей десятилетнего возраста принимали в первый класс. Им надо было пройти лишь осмотр врача и педагога классического танца. Проверив слух, зрение, легкие, сердце, врач решал пригодность к занятиям. Педагог проверял профессиональные данные: поднимал ноги, проверяя их легкость, способность высоко поднимать, отмечал наличие или отсутствие плоскостопия, просил «попрыгать» — и на этом просмотр заканчивался. Пригодные зачислялись в первую группу. Во все другие классы принимались по конкурсу девочки и мальчики от одиннадцати до шестнадцати лет, подготовленные по классическому танцу. В 1921 году по совету Веры Ильиничны Мосоловой я пришла на конкурс.

Вот оно, святилище,— Софийка, дом № 2 (ныне Пушечная улица)! В этом здании занимались великие артисты балета. Здесь находится школа — кузница русских талантов, «звезд» московского Большого театра. Здесь училась моя первая учительница Вера Ильинична Мосолова и знаменитая Екатерина Гельцер... Из открытых окон четвертого этажа доносилась музыка — там кто-то репетировал «Умирающего лебедя» Сен-Санса.

Конкурс в Театральном училище я выдержала и была зачислена в третью младшую группу по специальным предметам и в третий класс по общеобразовательным. Занятия начинались в девять часов утра. До двенадцати занимались специальными предметами, с двенадцати до часу — большая перемена. В это время все классы балетного училища отдыхали. Внизу, на первом этаже, в столовой, мы получали бесплатный завтрак, состоящий из тарелки рисовой или манной каши и стакана какао, к этому полагалось четверть фунта белого хлеба. Многие учащиеся приносили завтраки с собой, но были и такие — и я в том числе,— которые спешили спуститься в столовую.

В наших семьях было еще не совсем сытно, и каша с какао были для нас большим подспорьем. У некоторых учеников во время большой перемены шли репетиции на третьем этаже в зале № 4. Репетировали детские номера в балетах и операх текущего репертуара Большого театра. Занимался с учащимися заведующий школой Александр Митрофанович Гаврилов. Ему было лет сорок. Он еще танцевал на сцене Большого театра в кордебалете, одновременно занимая должность заведующего школой и репетитора школьных номеров. За большую перемену он успевал отрепетировать то, что требовалось к очередному спектаклю в театре, да еще оставлял минут пятнадцать, чтобы дети могли немного отдохнуть. Те, кто не был занят в этих репетициях, гурьбой высыпали в пришкольный садик. Здесь можно было играть в салочки, прыгать в высоту через веревку.

Зимой мы проводили большую перемену веселее. С противоположной от входа в сад стороны возвышалась довольно большая горка, она-то зимой и становилась центром нашего внимания. Как чудесно было сесть на собственную шубку и без всяких санок скатываться с этой горки вниз. Желающих было много, только успевай освобождать место следующему, иначе образуется «куча-мала», начнется смех, писк, веселье. Малыши и такие «взрослые», как Михаил Габович и Игорь Моисеев, с одинаковым восторгом катались с горки, и к концу перемены все были с головы до ног в снегу. Но выходил швейцар училища дядя Кузьма с колокольчиком в руках, извещая о конце перемены, и мы, раскрасневшиеся, отдохнувшие, спешили в классы уже по общеобразовательным предметам.

Учиться в театральной школе было интересно, радостно, вместе с тем невероятно трудно. Трудность заключалась в том, что впервые в этом старинном здании ученики осваивали не только свою будущую профессию артистов балета, но и проходили полную программу единой трудовой школы-семилетки. Кроме того, много времени у всех учащихся отнимала театральная практика. Вначале в качестве «запасных». Смотрели, как участники репетируют, гримируются. Руководство театра и школы (художественным руководителем которой был В. А. Рябцев) считало: раз ты учишься в театральный школе, хороший ты ученик или плохой, на сцену Большого театра должен выходить с первого же класса. Участвовать в балетах, операх приходилось всем много раз в месяц.

Продолжение...