Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Веры Дуловой (1958 г.).

По окончании консерватории В. Дулова была командирована Наркомпросом в Германию. В 1927— 1929 годах она занималась в Берлине у профессора Макса Зааля, который, однако, находил, что мастерство юной арфистки уже достигло зрелости и не требует педагогического руководства. В Германии Дулова много концертировала, неизменно получая высокие похвалы прессы, отмечавшей ее свободное владение инструментом и артистизм. Большое значение имела работа В. Дуловой в Берлинской государственной библиотеке, где ею были обнаружены рукописи произведений для арфы композиторов XVII-XVIII веков, в том числе тема с вариациями и пастораль Генделя, соната чешского композитора Бенды и ряд других. Эти произведения не были ранее известны музыкальной общественности. В. Дулова провела большую работу по переписке и расшифровке этих произведений, по их изданию и популяризации в СССР. В 1931 году, вскоре по возвращении на родину, Вера Дулова выступила в Бетховенском зале Большого театра, а в следующем году была приглашена на работу в качестве солистки оркестра. Виртуозное и поэтичное исполнение партии арфы в балетах «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и. «Спящая красавица» Чайковского, в «Раймонде» Глазунова, в «Дон-Кихоте» Минкуса доставляло эстетическое наслаждение слушателям. Создавая новые балеты для Большого театра, советские композиторы при сочинении партии арфы часто пользовались советами Веры Георгиевны. Работая в театре, В. Дулова много концертирует, предпринимает поездки по Советскому Союзу. Донбасс, Поволжье, Урал, Сибирь, Бурят-Монголия — таковы маршруты гастролей молодой исполнительницы. Во время мощного подъема индустрии нашей страны, в 30-е годы, арфа Веры Дуловой звучит в рабочих центрах, в новых советских городах. В шахтерских поселках Донбасса, в Магнитогорске и Челябинске арфистка участвует в концертах для рабочих, выступает в заводских цехах, в квартирах передовиков производства.

В 1935 году Вере Дуловой была присуждена первая премия на Втором всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде. Дулова значительно расширила выразительные возможности своего инструмента, длительное время считавшегося слишком специфическим и использовавшимся главным образом в качестве колоритной краски оркестра. Сольный концертный репертуар Веры Георгиевны чрезвычайно богат и разнообразен. Ею созданы многочисленные переложения произведений, написанных для других инструментов. Она поддерживает постоянные творческие связи с советскими композиторами, которые значительную часть пьес для арфы создали при непосредственном участии Веры Георгиевны. Среди этих произведений — концерты для арфы с оркестром Василенко и Мосолова, пьесы Кшшпера, Коваля, Бирюкова, Шишова, Рейнгарда, Багирова, молодых композиторов Волконского, Балтина. Принимая участие в концертных поездках Глиэра, Вера Дулова стала постоянной исполнительницей его концерта для арфы. Советскую арфистку хорошо знают и зарубежные музыканты, присылающие ей новые произведения для арфы. Игру В. Дуловой отличает, прежде всего, большое благородство и певучесть звука. Своим исполнением Дулова доказала, что арфа может быть инструментом чрезвычайно лиричным, эмоциональным. Это качество особенно ярко проявляется в исполнении фортепьянных пьес Чайковского, переложенных ею для арфы. Яркого, красочного звучания достигает В. Дулова в концерте для арфы Глиэра, в переложениях симфонической и оперной музыки: фантазии на темы оперы «Риголетто» Верди, фантазии на темы симфонической поэмы «Влтава» Сметаны и других произведениях этого рода. Полны изящества в ее исполнении пьесы французских клавесинистов, вариации Глинки на тему Моцарта, «Музыкальная табакерка» Лядова. Темпераментно и свежо звучат у нее пьесы Альбениса, волшебными красками переливаются «Интродукция и Allegro» Равеля, миниатюры Дебюсси.

Не так давно еще арфа в СССР была дефицитным инструментом. Покупка этого инструмента, изготовлявшегося только за рубежом, обходилась очень дорого, и многие наши симфонические и оперные оркестры на периферии были поэтому лишены арфы. Заслуга создания отечественной арфы в большой мере принадлежит Вере Георгиевне Дуловой. Еще в 1937 году юноши Сергей Майков и Алексей Каплюк, учившиеся у Дуловой в музыкальном училище, задумали сконструировать советскую арфу. Вера Георгиевна с воодушевлением подхватила эту идею и стала активным консультантом и помощником молодых мастеров. Война прервала их работу, но по возвращении с фронта энтузиасты вернулись к начатому делу, в котором теперь принимал участие и третий их товарищ — Евгений Власов. В 1947 году первая советская арфа, созданная при помощи В. Дуловой и ею же апробированная, заслужила одобрение наших видных музыкальных деятелей, с честью выдержав соревнование с зарубежными инструментами. С тех пор у нас в стране налажено широкое производство арф, и они имеются во всех музыкальных центрах Союза. В том же году В. Дулова получила звание заслуженной артистки РСФСР, а в 1951 году, в дни 175-летнего юбилея Большого театра, — звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

С 1943 года Вера Георгиевна преподает в Московской консерватории, в 1956 году ей присвоено звание профессора. Почти во всех симфонических оркестрах нашей страны можно найти учеников В. Дуловой. В оркестре Большого театра играют И. Советова и И, Политковская; в оркестре Москов ской филармонии — Л. Мнухина; в Ленинградской филармонии — С. Бауэр. Ее ученица Н. Авалиани преподает в Тбилисской консерватории и является солисткой Грузинской филармонии; у нее же учились педагог Киевского музыкального училища Г. Коняева, педагог Московской музыкальной школы им. Дунаевского, талантливая молодая артистка Т. Рожкова; под руководством Дуловой совершенствует свое мастерство болгарская артистка Малина Христова. Широкая и разносторонняя творческая деятельность Веры Георгиевны Дуловой является образцом горячей любви к искусству и подлинного служения народу.

Смотрите также на нашем сайте: Валерия Барсова, Зураб Анджапаридзе, Евгения Вербицкая, Раиса Стручкова.