Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Ольги Лепешинской. Часть 3.

Ранее: 1, 2

Ольга ЛепешинскаяАртистка четко выявляла основную драматическую линию образа от зарождения чувства любви через препятствия к благополучному финалу. В образе Лизы проявилась не только широта творческого диапазона артистки, но и глубина ее таланта. Юмор и гротеск, которыми наделена партия Лизы, могли толкнуть исполнительницу на разностильность. Однако Лепешинская нашла такую трактовку образа, в которой лирическая основа органически соединялась с элементами юмора и иронии. Комедийность выступала у нее не как определенный прием игры артистки, а как естественная особенность характера Лизы. Блистательная танцевальная техника Лепешинской и в этой партии послужила ей образным средством для передачи эмоциональной жизни ее героини, сообщив исполнению ту непринужденность и легкость, которые так родственны пушкинской повести.

Последний балет на сюжет Пушкина, в котором участвует Лепешинская, — «Медный всадник» Глиэра. В этом монументальном произведении, где раскрывается большая философская тема, артистка исполняет роль Параши. Образ поэтичной и нежной русской девушки, покоряющей своей душевной чистотой и скромностью, очень близок дарованию балерины. В этой партии артистка особенно четко выявляет чистоту, доверчивость и преданную любовь Параши, ее девичье обаяние. Лепешинская не ставит свою героиню на котурны, наоборот, она подчеркивает, что Параша — самая обыкновенная, простая девушка, чуть кокетливая и нежно любящая. В этой партии Лепешинская достигла полного слияния виртуозной техники и драматической насыщенности танца. Рисунок роли в ее исполнении приобретает необыкновенную четкость и законченность.

Ольга ЛепешинскаяЛепешинская — актриса строгой сценической дисциплины; вместе с тем она необыкновенно активна творчески. Будь то старые спектакли с установившимися исполнительскими традициями или новые, только что созданные, — Лепешинская всегда вносит много своего, индивидуального в трактовку сценических ситуаций и хореографического текста, предлагаемого ей постановщиком. Ей присуще качество приподнимать, облагораживать образы, умение дополнять их новыми штрихами, делать зримыми те наиболее важные черты характера героинь, которые очень часто заслоняются чисто «балетными» построениями сценария. Образ Ассоль в балете Юровского «Алые паруса», созданный Лепешинской, — один из ярких тому примеров. Его значительность объясняется именно тем, что артистка сумела придать отвлеченной романтической героине сказки Грина черты реалистической определенности и социальной конкретности и, вместе с тем, сохранить легкую поэтическую дымку, окутывающую этот образ. Трогательная в своей чистоте, Ассоль мечтает о лучшей жизни, о лучшей доле. Не лишая эти мечты романтики и взволнованности, Лепешинская показывает реальность их осуществления. Зритель словно видит и чувствует тот ми,р грез, к которому стремится Ассоль, мир, где люди проникнуты гуманностью и любовью. И в своих мечтаниях хрупкая, запуганная Ассоль—Лепешинская становится сильной и смелой. Она будто видит трудный путь, наполненный жизненными испытаниями, который ведет в желанный мир, видит и черпает силы в своей вере в него.

Сказочные образы, воплощаемые Лепешинской, никогда не бывают отвлеченными. Они всегда земные и активные. В сказке о Золушке, ставшей прекрасной принцессой, Лепешинская находит звонкие мажорные краски. Ее Золушка энергична и находчива. Бурно реагирует она на обиды, смело и радостно идет навстречу своему счастью. Ребяческая резвость, порывистость, горячность — характерные черты Золушки в исполнении Лепешинской. Большое значение для артистки имеет содержательность того материала, из которого она лепит образ. Даже в таком драматургически наивном балете, как «Дон-Кихот», Лепешинская находит образные реалистические детали, жесты, мимику, походку, которые позволяют в сценических паузах между строгой академической классикой па-де-де и вариаций Китри и Базиля дать тот игривый тон, который сообщает образу некоторое развитие и характерность. В балетах на литературные сюжеты Лепешинская, не впадая в натурализм, насыщает свое исполнение чертами, характерными для соответствующей эпохи. Независимо от того, какое место занимают роли в драматургии балета, — будь то Оксана из «Тараса Бульбы» или лукавая и волевая Мирандолина, наконец, дикарка Фадетта, — все они у Лепешинской отмечены несомненной близостью к своему литературному первоисточнику.

Продолжение...