Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Ольги Лепешинской. Часть 2.

Ранее: 1.

Ольга ЛепешинскаяВторой акт меньше удается балерине. «Бестелесный», фантастический характер сцен чужд психологии актрисы и, идя вслед за музыкой, она старается оживить теплотой пластических интонаций холодноватые композиции танца Авроры. Зато финал балета поистине создан для Лепешинской. Последнее адажио Авроры и принца — брызжущий поток красивых и выразительных па, сложнейшие поддержки, двойные туры, бесчисленные фуэте. Это парад танцевальной техники балерины. Все «открыто», уверенно, никаких полутонов и «недомолвок». Движения балерины вдохновенны и трепетны, полны удовлетворения достигнутым счастьем. Лепешинская выступала и в других балетах Чайковского: она танцевала Одетту — Одиллию в «Лебедином озере», Машу в «Щелкунчике». Но надолго актриса сохранила в своем репертуаре только партию Авроры. В этом сказывается большая принципиальность и требовательность Лепешинской к себе как к художнику. У актрисы было чем «блеснуть» и в «Лебедином озере» (например, виртуозная партия Одиллии в третьем акте в достаточной степени близка таланту балерины), но Лепешинская справедливо полагала, что основу роли составляют сцены лебедей, участие в которых она считала для себя неприемлемым. Однако видевшие Лепешинскую в «Лебедином озере» восхищались не только филигранной, поистине виртуозной техникой и темпераментом артистки в третьем акте, но и исключительной музыкальностью и художественной законченностью ее танца в партии Одетты.

Та внутренняя взволнованность и правда чувств, которыми артистка наполняет свою игру в сцене с листовками и в финале, когда Тао Хоа защищает своим телом Ма Ли-чена, — прекрасно подчеркивают существо образа. Перед нами не только известная и любимая актриса, но и простая дочь народа, перед глазами которой прошло много трагических судеб. Поэтому она с радостью жертвует своей жизнью во имя светлого будущего.

Ольга ЛепешинскаяБольшое место в исполнительском творчестве Лепешинской занимают образы пушкинских произведений. Первая «встреча» с Пушкиным произошла у артистки в 1938 году, когда в балете Асафьева «Кавказский пленник» Лепешинская исполняла роль петербургской танцовщицы Полины. По сюжету балета Полина — олицетворение обольстительной, но пустой светской львицы, предпочитающей искреннее чувство Владимира покровительству знатного вельможи. Лепешинская несколько по-иному трактовала этот образ. Ее Полина — хорошенькая наивная петербургская барышня, не вкусившая еще «прелестей» светской жизни. Она любопытна и непосредственна в своем восприятии жизни. Чувство Полины к Владимиру искренно, но неглубоко. Поэтому так легко увлекается она блестящим офицером Сергеем. В сцене бала Полина—Лепешинская пожинает плоды своего легкомыслия. Окруженная толпой поклонников, под руку с седовласым, обрюзгшим министром, она проходит по зале, с тоской и тревогой провожая взглядом Сергея. На лице Полины застыло выражение горькой обиды и оскорбленного достоинства женщины. Она похожа на беспомощного ребенка, впервые попавшего из мира своих розовых мечтаний в неприглядную действительность. Лепешинская великолепно передает чувства своей героини. Перед нами человек, испытывающий глубокое душевное потрясение, жертва общества, перед которой раскрылась завеса, скрывающая порок, бессердечие и расчет «большого света». В роли Полины Лепешинская сумела передать не только психологию женщины пушкинской эпохи, но и своеобразные приметы времени, выражающиеся в манерах, в общении с окружающими. Органическое слияние качеств балерины и актрисы помогло Лепешинской создать реалистический образ Лизы в лирической танцевальной комедии Асафьева «Барышня-крестьянка» на сюжет Пушкина. Проникнутый человечностью, освобожденный от какой-либо сентиментальности, жеманности и позерства, образ Лизы в исполнении Лепешинской привлекал своей естественностью и простотой. Он был как бы освещен улыбкой доброжелательности и любви героини к людям, природе, жизни. Лиза — Лепешинская — шаловливая, мечтательная девушка, с иронией относящаяся к англомании своего отца, к чопорности и благопристойности светского воспитания. Чувства Лизы чисты и безыскусственны. Пожалуй, Лиза-крестьянка оказалась более яркой в ее исполнении, чем Лиза-барышня. Дворовые девушки ближе сердцу Лизы, чем чопорная мисс Жаксон и друзья отца. Она и во Владимире ищет прежде всего естественности.

Продолжение...