Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Леонида Витальевича, часть 2.

СобиновРанее: 1.

Оптимизм, молодой задор, внутренняя чистота и непосредственность, светлые надежды юности и любовь — эти качества присущи основным сценическим созданиям Собинова. В 1898 году Собинов впервые выступил в роли Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин». Впоследствии Ленский стал его любимым созданием. Он исполнял эту роль с необыкновенным вдохновением и проникновенностью и достиг в ней высот художественного совершенства. В сценической истории оперы Чайковского это был первый Ленский, так поэтично, правдиво и тонко олицетворяющий собой образ поэта, воссозданный Пушкиным и Чайковским. Собинов сумел тонким художественным чутьем постичь самую его сущность и овеять образ юного поэта мягким и светлым лиризмом, раскрыть перед зрителем мир его юношеских мечтаний, передать всю его романтичность и чистоту. Ленский Собинова был близок к замыслу Чайковского, отказавшегося от легкой пушкинской иронии по отношению к своему герою. В то же время Собинов сохранил всю трогательную непосредственность и поэтичность пушкинского героя. Уже один внешний облик собиновского Ленского, в котором артист воспроизводил малейшие детали пушкинского описания, был необычайно реалистическим.

Вот как описывают Собинова в роли Ленского видевшие его: «Весь его внешний облик, его стройный стан, его легкая, живая походка и все движения, исполненные простоты, естественной грации и жизненности, и, наконец, лицо, бесконечно привлекательное лицо, ясное, очерченное чистыми, мягкими линиями и оттененное рамкою вьющихся темных кудрей, — все это было совершенно безупречно с точки зрения чисто пластической, с точки зрения внешней картинности образа. Столь же совершенен Ленский Собинова в смысле раскрытия внутреннего содержания образа через музыку. Собинов великолепно схватил всю сущность лирики Чайковского; ее огромную задушевность и тихую грусть, все тончайшие оттенки этой лирики он сумел постичь и воплотить в звуках голоса сквозь не менее тончайшие оттенки своего исполнения». Собинов вносил в исполнение этой роли много личной заинтересованности, искренности, взволнованности, увлекая этим зрителя, вызывая горячее сочувствие своему герою. Поэтому его исполнение с годами не утрачивало вдохновенности и оставалось всегда живым и свежим. В образе Ленского Собиновым были воплощены типические черты молодого героя пушкинской эпохи. Протестуя против бессмысленной гибели Ленского, Собинов осуждал общественный строй, приводивший к гибели многих лучших, талантливейших людей того времени. Исполнение Собиновым роли Ленского составило одну из самых блестящих страниц в истории русского музыкального театра, русского исполнительского мастерства. Собинов всегда давал оригинальную трактовку образа, исходя из вдумчивого анализа произведения и изучения его литературного первоисточника.

Так, вполне своеобразным и талантливым было его исполнение Лоэнгрина в опере Вагнера «Лоэнгрин». Изучая материалы, относящиеся к легенде, послужившей Вагнеру основой сюжета оперы, Собинов узнал, что сама легенда не германского, а кельтского происхождения и что первые зачатки ее встречались еще в ассирийских сказаниях. Поэтому, говорил Собинов, «едва ли правильно выставлять на первый план... чисто военный пыл Лоэнгрииа». В отличие от прежних, воинственных Лоэнгринов, блиставших на сцене стальными латами, Собинов показал своего героя лиричным, мягким, юным, пришедшим из далеких стран посланцем мира и добра. Собинов подчеркнул человечность, поэтичность образа, олицетворяющего собой лучшие идеалы мира, победу добра над злом. Исполнение Собиновым партии Лоэнгрина явилось подлинным праздником русского исполнительского мастерства. Всемирно известный дирижер Артур Никиш, однажды дирижируя спектаклем с участием Собинова, взволнованно сказал: «Какое небесное видение, какой небесный голос! Я дирижирую и чувствую, что невольная слеза катится по моей щеке. Скольких Лоэнгринов пересмотрел я на своем веку, но никогда не переживал такого глубоко поэтического, захватывающего момента».

Столь же живым, воплотившим в себе всю красоту и поэтичность шекспировского героя, предстал перед зрителями его Ромео. Во внешнем облике Ромео Собинов, долгое время изучавший живопись и историю эпохи Возрождения, сумел передать все обаяние образа, его духовную и физическую красоту, его бесконечную привлекательность. Собинов как бы раздвинул рамки оперной партии и показал всю глубину, внутреннюю наполненность, лиризм и романтичность подлинно шекспировского Ромео. Его исполнение может быть поставлено наравне с лучшим исполнением этой роли крупнейшими мастерами драматического театра. В течение своей многолетней творческой жизни Собинов шел в первых рядах прогрессивных деятелей русской культуры, боровшихся с оперной рутиной, шаблонами оперной сцены за передовое национальное искусство. Это был активный общественный деятель, подлинный актер-демократ, несущий свое искусство народу. Его студенческие концерты, сбор от которых шел в пользу нуждающихся, имели широкое общественное звучание. В годы советской власти Собинов вел большую творческую, общественную, административную деятельность, одно время он занимал пост директора Большого театра. Собинов внес значительный вклад в дело формирования советского оперного театра, пропагандируя и утверждая на сцене советского театра лучшие традиции русской вокальной школы, принципы высокой идейности, народности, реализма оперного искусства. Заслуги Собинова в деле развития советского оперного театра были высоко оценены советским правительством: 29 марта 1923 года ему было присвоено звание народного артиста республики, 24 мая 1933 года он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Советский народ глубоко чтит память Леонида Витальевича Собинова — великого певца, славу и гордость русского искусства.

Собинов Собинов Собинов Собинов

Другие солисты Большого театра : Барсова, Нежданова, Лемешев, Шаляпин, Архипова, Вишневская, Милашкина.