Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Леонида Витальевича, часть 1.

Леонид СобиновЛеонид Витальевич Собинов родился 26 мая 1872 года в городе Ярославле в небогатой семье. В 1890 году Собинов окончил гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет. Одновременно с учебой в университете он начал учиться пению и в 1892 году поступил в Московское филармоническое училище. Окончив университет и отбыв воинскую повинность, Собинов в 1895 году становится адвокатом. Продолжая занятия музыкой, Собинов выступает в любительских спектаклях и благотворительных концертах, уделяя все больше времени и внимания музыкальной деятельности. В 1897 году Собинов окончил Филармоническое училище и в том же году 24 апреля выступил на пробе в Большом театре, исполнив партию Синодала в опере Рубинштейна «Демон».

Дебют молодого певца прошел удачно: Собинов на первом же спектакле получил признание московской публики и критики и сразу же был принят в труппу Большого театра. С Большим театром, на сцене которого Собинов исполнил основные партии репертуара лирического тенора, связана вся его творческая жизнь. В числе лучших актерских созданий Собинова можно назвать следующие: Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Ромео («Ромео и Джульетта» Гуно), Вертер («Вертер»Масснэ), Лоэнгрин («Лоэнгрин» Вагнера), Князь («Русалка» Даргомыжского), Владимир Дубровский («Дубровский» Направника), Фауст («Фауст» Гуно), Надир («Искатели жемчуга» Бизе), Орфей («Орфей» Глюка), Герцог («Риголетто» Верди), Альфред («Травиата» Верди), Вильгельм Мейстер («Миньон» Тома), Де-Грие («Мат-гон» Масснэ), Эрнесто («Дон-Пасквале» Доницетти), Берендей («Снегурочка» Римского-Корсакова), Пленник («Кавказский пленник» Кюи) и многие другие. Исполнительский облик Собинова характеризует прежде всего органическая музыкальность тонкого, проникновенного художника, который умел подчинить своей основной цели — правде художественного выражения — все средства вокальной и драматической выразительности. Собинов-певец был неотделим от актера музыкальной драмы.

Создавая многогранный, высокохудожественный сценический образ, Собинов не только вдумчиво и тщательно работал над музыкально-вокальной трактовкой партии, но и до мельчайших подробностей продумывал и разрабатывал детали сценической игры, пластику, мимику, костюм и грим своего героя. Собинов стремился воссоздать образ в его внутренней цельности и многогранности, он всегда правдиво и убедительно раскрывал перед зрителем внутренний мир своего героя, показывая движущие им помыслы, объясняя его поступки. Он проникал в самую сокровенную сущность образа и доносил до зрителя всю глубину творческого замысла композитора. Основная новаторская заслуга Собинова состоит в том, что он, великий художник-реалист, решительно отказался от существовавших до него теноровых шаблонов исполнения и внес во все свои сценические создания живое, человеческое, реалистическое содержание. При разучивании новой роли Собинов никогда не ограничивался только работой над партитурой.

Для воссоздания полноценного сценического образа он собирал в музеях и библиотеках множество дополнительных материалов — литературных, иконографических, документально-исторических, изучая быт, манеры, особенности поведения людей той эпохи, в которую жил его герой. Поэтому созданные им сценические образы были верны не только художественной, но и исторической правде. Всю свою творческую жизнь Собинов много и упорно работал над собой; будучи уже квалифицированным мастером, он продолжал учиться и брать уроки вокала у различных профессоров. Премьера не являлась для него завершением работы над ролью, наоборот, она открывала новый этап настойчивого и упорного труда. Многие его образы, например Ленский, сложились не сразу, а путем отшлифовки от спектакля к спектаклю и добавления вновь найденных черт и штрихов. Собинов обладал исключительно благодарными вокальными и сценическими данными. Голос его — лирический тенор — имел необыкновенно мягкий, светлый, «лучезарный», по выражению современников, звук. Голосом певец владел великолепно и мог доводить его до тончайшего пиано или, наоборот, заполнять широким и плавным звучанием весь зрительный зал, как бы велик он ни был.

Продолжение...

Леонид Собинов Леонид Собинов Леонид Собинов