Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Искусство музыкального самоанализа. Георгий Нэллеп. К юбилею. (Ч. 3)

...Начало

Когда слушаешь романсы в исполнении Нэлеппа, становится понятно, что их поет настоящий драматический тенор. Это определение означает не только особенности тембра и насыщенности звуковой эмиссии, но, в первую очередь, умение обнаружить драматизм в вокальном сочинении. В романсах Нэлепп никогда не облегчает свою задачу, здесь, как и в опере, все время движение вглубь, к тексту.

«Прощание с Петербургом» Глинки – это исполнительский шедевр Нэлеппа. Даже в записи, сделанной с большими временными интервалами между отдельными произведениями, это сочинение, действительно, воспринимается как цикл, как русский Lied, где перебираются все оттенки лирического чувства. Из упоения природой оно перетекает в упоение старинным испанским романсом или попутной песней. Всеми ощущениями здесь правит легкая любовная печаль. Нэлепп поет о несбыточном, о никогда не бывшем, о невозможном, но сам с такой отчетливостью воссоздает голосом этот нереальный мир, что туда вслед за воображением певца устремляется слушатель.

Сегодня, отмечая столетие Нэлеппа, мы вынуждены признать, что этот певец в нашей стране уже недостаточно хорошо известен или даже вовсе позабыт. Но еще хуже то, что, кажется, даже и легенды Нэлеппа не существует. Впрочем, нашу беспамятливость компенсирует высокая международная репутация певца. Сольный диск Нэлеппа был выпущен в Германии еще в 1993 году. Уникальность русской вокальной школы, как она представлена поколением 1930-50-х годов Большого театра, сегодня заинтересованно признана во всем мире. Стилистически то было время максимального технического совершенства и выразительности русского оперного пения. Уже это абсолютное сияние абсолютного стиля, одним из главных носителей которого был Георгий Нэлепп, должно было бы вызвать любопытство, привлечь внимание. Этого, однако, не произошло ни при жизни Нэлеппа, ни после его смерти.

То, что про Нэлеппа не написана книга, связано не только с тем, что певец умер скоропостижно, в возрасте всего 53-х лет. Нэлепп никогда не пользовался дешевой популярностью, не был кумиром большетеатровских «сыров». А авторы, опекавшие в те годы труппу Большого театра, не искали для себя непростых путей. В результате, искусство Нэлеппа, происхождение и развитие которого являют занимательнейшую загадку, так и осталось непроанализированным и немифологизированным.

100-летие Нэлеппа – прекрасный повод чествовать всю русскую вокальную школу и начать разговор о по-настоящему не написанных еще главах истории Большого театра.

 

P.S. Большинство фотографий, использованных в этой статье, публикуются впервые. Сделанные в годы работы Нэлеппа в Кировском театре, они в свое время были переданы мне из архива дочери певца Л.Г. Нэлепп и Е.А. Антоновой.

 

Ирина Коткина

Журнал «Большой театр», 2004 год