Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Елизавета Антонова

Красивый тембр чистого и сильного голоса, выразительность пения, характерная для русской вокальной школы,Елизавета Антонова снискали народной артистке РСФСР Елизавете Ивановне Антоновой любовь и симпатии зрителей.

В ее репертуар входят самые различные партии русских классических опер – Ваня («Иван Сусанин»), Ратмир («Руслан и Людмила»), Княгиня («Русалка»), Ольга («Евгений Онегин»), Нежата («Садко»), Полина («Пиковая дама»), Кончаковна («Князь Игорь»), Лель («Снегурочка») и, наконец, Солоха («Черевички»).

В 1923 году Антонова, будучи девятнадцатилетней девушкой, приехала в Москву с подругой из Куйбышева, не имея ни знакомых, ни какого-либо определенного плана действий, кроме страстного желания учиться пению.

В Москве девушек приютил случайно встретивший их художник Василий Прокофьевич Ефанов, который оказался их земляком.Елизавета Антонова (Солоха)
Однажды, идя по улице, подруги увидели объявление о приеме в хор Большого театра. Решено было попытать счастья.

На конкурс явилось свыше 400 кандидатов, среди которых было много певцов, окончивших консерваторию. Узнав, что у девушек нет никакого музыкального образования, их подняли на смех и, если бы не настояния подруги, Антонова, несомненно, отказалась бы от пробы.
Но голос ее произвел такое хорошее впечатление, что девушка была зачислена в хор Большого театра, а хормейстер Степанов предложил заниматься с нею.
Одновременно Елизавета Ивановна брала уроки у известной русской певицы, профессора М. Дейши-Сионицкой.

В 1930 году Антонова поступила в первый Московский государственный музыкальный техникум, где училась несколько лет под руководством другой выдающейся певицы, Елизавета Антонова 1профессора К. Держинской, не прекращая работы в хоре Большого театра.
Таким образом, молодая певица постепенно приобрела серьезные навыки в области как вокального, так и сценического искусства, участвуя во многих оперных постановках. В 1933 году, после дебюта Антоновой в «Русалке» в роли Княгини, стало ясно, что она достигла профессиональной зрелости, позволяющей стать солисткой. Антонова была переведена в оперную труппу Большого театра. Началась трудная, но увлекательная работа над порученными ей ролями.

Вспоминая о своих беседах с Л. Собиновым и другими корифеями Большого театра, певица говорит:
«Я поняла, что нужно бояться внешне эффектных поз, уходить от оперных условностей, избегать надоедливых штампов, нужно учиться у великих мастеров русской вокальной школы, которые создавали вечно живые, глубоко реалистические, жизненно-правдивые и убедительные образы, раскрывающие идейное содержание произведения».

Елизавета Антонова (Княгиня)Артистка придает громадное значение работе над сценическими образами.
Она считает, что нужно изучать не только свою партию, но и онеру в целом и даже ее литературный первоисточник.

По словам Антоновой, чтение бессмертной пушкинской поэмы помогло ей создать образ Ратмира в опере «Руслан и Людмила», а обращение к гоголевскому тексту много дало для понимания роли Солохи в опере «Черевички».

«Работая над этой партией, – говорит Елизавета Ивановна, – я старалась держаться как можно ближе к образу Солохи, созданному Николаем Васильевичем Гоголем, и перечитывала много раз строки из его «Ночи перед рождеством».

«А пойдет ли, бывало, Солоха, в праздник, в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы, и станет прямо близ правого клироса, то дьяк уже, верно, закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза, голова гладил усы, заматывал за ухо оселедец и говорил стоявшему близ его Елизавета Антонова (Нежата)соседу: «Эх, добрая баба! Черт-баба!..»

Артистка как бы видела перед собою умную и озорную украинку, такую обаятельную и женственную, несмотря на то, что «она была ни хороша, ни дурна собою... Однако ж так умела причаровать к себе самых степенных казаков...»

Сценический рисунок роли подсказывал и основные черты исполнения вокальной партии.
Совсем иную окраску приобретает голос артистки, когда она поет партию Вани в опере «Иван Сусанин».

Создавая возвышенный образ крестьянского юноши-патриота, вступающего в жизнь в недобрые для родины времена, Антонова насыщает свой сильный голос звонкими интонациями, полными драматизма и вместе с тем героической силы.

Антонова часто выступает по радио и участвует в концертах. Ее обширный камерный репертуар содержит произведения преимущественно русских классикой.
Много времени посвящает певица военно-шефской работе.
Ряд концертов дала она на кораблях Военно-Морского Флота, предприняв для этого поездку на Дальний Восток.

Над своим концертным репертуаром артистка работает с таким же увлечением, как и над оперными партиями, исполнявшимися ею на сцене Большого театра.

Информация о солистах Большого театра; Александр Алексеев, Леонид БаратовГалина Белоусова-Шевченко.