Наука жизни (продолжение)
В аэропорту меня ждали гостеприимные Елена Петрова и Елена Константинова, с которыми я познакомился еще во время моей первой поездки в Ленинград. Уланову тоже встречали ее ленинградские друзья. Когда мы, попрощавшись с ней до следующего дня, выехали на городскую магистраль, обе Елены принялись взволнованно обсуждать предстоящее выступление Улановой на юбилейном спектакле Гербека.
— Замечательно! — сказала Елена Константинова.— Весь Ленинград только и говорит об этом.
— Каждое выступление Улановой—волнующее событие, — вставила Елена Петрова.
— Но ведь на этот раз Уланова будет танцевать сцену венчания из «Ромео и Джульетты» с Константином Сергеевым — знаменитым танцовщиком и главным балетмейстером ленинградского балета! Двадцать лет назад, когда этот балет Прокофьева впервые увидел свет рампы, Константин Сергеев был ее первым Ромео.
— А я и не знал этого,— признался я смущенно. И мысленно поблагодарил свою счастливую звезду за то, что она привела меня в Ленинград.
На следующее утро после нашего приезда в Ленинград Уланова репетировала с Сергеевым. Репетиция проходила в хореографическом училище, в одном из классов, где более тридцати лет назад училась танцевать сама Уланова.
Задолго до появления Улановой в школе весть о ее приезде в Ленинград облетела все классы. Это в равной степени наэлектризовало и детей и взрослых. В ожидании своего кумира воспитанники и воспитанницы толпились в коридоре и перешептывались между собой. Педагоги проводили занятия с плохо скрываемым волнением.
Во время экзерсиса Улановой перед репетицией дверь класса приоткрылась и на галерею бесшумно проникла стайка девочек. Они стояли неподвижно, словно зачарованные. Их взгляды были прикованы к Улановой. Как походило это на фрагмент классической фрески! Когда к Улановой присоединился ее партнер Сергеев и они пошли репетировать в другой зал, дети на цыпочках последовали за ними, чтобы снова безмолвно застыть у дверей...
Репетиция была непродолжительной. Она длилась, пожалуй, не более получаса. Но в этот короткий промежуток времени — с той минуты, как Сергеев, опустившись на колено, поцеловал воображаемый краешек платья Джульетты, а Уланова с бесконечной нежностью погладила его волосы, и до того момента, когда оба они опустились на колени и начали беззвучно произносить перед невидимым алтарем клятву в супружеской верности,— в стенах пустого зала ленинградской хореографической школы вновь ожила трагическая повесть шекспировских влюбленных, «прогневивших звезды».
Иллюстрации из книги: