Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Александра Пирогова (Часть 2)

Ранее: 1

Александр ПироговРеалистически правдиво, с необычайной эмоциональной убедительностью раскрывает Пирогов трагический образ Бориса, но его личная драма нигде не заслоняет основного социального конфликта. С первого момента появления на сцене артист захватывает зрителя. Уже в первом монологе — «Скорбит душа» — ощущается вся глубина тяжких переживаний Бориса. Подлинно человеческое страдание, рождающее глубокую душевную драму, быстро нарастает по мере развертывания внутреннего конфликта.

В монологе «Достиг я высшей власти» Пирогов очень выразительно показывает муки Бориса, в душу которого проникает страшный яд сомнений, незабываем оп и в сцене прощания с сыном, но наиболее ярко вся сила драматического таланта актера, все обаяние голоса, не искаженного погоней за внешними вокальными эффектами, раскрываются в сцене смерти Бориса. Здесь запоминается буквально каждое движение, каждый жест артиста. Ритмически точные, пластичные, они превосходно дополняют музыкальную характеристику образа. От сцены к сцене, от переживания к переживанию облик его внешне изменяется, сохраняя при этом свою духовную целостность.

Стремление воплощать жизненную правду на сцене заставляет певца черпать материалы из самой гущи жизни, наблюдать и тонко подмечать поведение и поступки людей в той или иной ситуации. Неразрывная связь Александра Степановича с родными местами, с привольем широкой Оки постоянно обогащают творческую натуру артиста. Каждое лето проводит он на родной реке, вслушивается в родные мотивы, продолжает учиться у своих земляков песне, мимике, жесту. «Для моего творческого роста много дали мне рязанские земляки, в частности и для моей роли — Мельника в «Русалке», — писал артист в 1937 году. — Образ Мельника я лепил прямо со своего отца. Брал его жесты, походку, даже характерный жест с приглаживанием волос».

Роль Мельника — одна из крупных творческих побед артиста. Трагедия старика, отца обесчещенной дочери, с огромной силой, с подлинным драматизмом раскрывается в исполнении талантливого актера. Сколько острой ненависти, обиды звучит в речах крестьянина-бедняка по адресу знатного князя. Яркими штрихами подчеркивает артист социальную сущность их отношений. Замечательно сильно проводит певец сцену безумия Мельника. Мощный голос артиста звучит с издевкой, с угрозой:

В твой терем? Нет, спасибо, Заманишь, а потом, пожалуй, Удавишь ожерельем...

Александр ПироговС большим волнением и увлечением приступал А. Пирогов к работе над образом Ивана Сусанина. Для него Иван Сусанин — это собирательный образ русских людей, способных на великий подвиг во имя блага и процветания родины. Образ Сусанина вырисовывается не сразу: рост героя происходит постепенно; ничем, по существу, не примечательный крестьянин вырастает в подлинного народного героя. Сцена расставания Сусанина с дочерью Антонидой, этот музыкально-драматический шедевр Глинки, в совершенстве удалась певцу. «Ты не кручинься, дитятко мое, не плачь, мое возлюбленное чадо...» Сколько искренности, отеческого утешения вкладывает он в интонации этих фраз.

Кульминация всей оперы — сцена в глухой чаще леса. Трагично звучит музыка, как трагична судьба самого Сусанина. Воспоминания о любимой дочери не могут сломить решимости героя. Благородство, мужество ощутимы в его голосе, когда он поет торжественные слова «Встает моя заря, желанная заря. Я шел на смерть за Русь... О, Русь моя!» Вдохновенно, с большим артистическим обаянием раскрывает образ Сусанина Александр Степанович Пирогов. Ни разу в течение всей своей артистической жизни ему не пришлось слышать ни в опере, ни в концерте пения гениального Шаляпина. Высказывая неоднократно сожаление по этому поводу, Александр Степанович подчеркивал, что у него не было ярких образцов сценического и певческого исполнения, которые могли бы служить примером для него самого. Но высокая требовательность к себе подсказывала ему нужные шаги, целесообразные приемы. Углубленная, непрерывная работа над ролью, тщательный отбор наиболее точных и характерных деталей привели к тому, что Александр Степанович самостоятельно создал целую галерею выдающихся сценических образов.

За последнее время он порадовал зрителя, создав запоминающийся вокально-сценический образ пламенного вольнолюбца Пестеля в опере Шапорина «Декабристы». Оп выразительно оттенил черты благородного мужества, горячей любви к родине, столь характерные для этого светлого образа. Особенно удались ему арии в первом акте и дуэт с Рылеевым в Петропавловской крепости. Глубоко впечатляя зрителя игрой, Пирогов радует своим голосом — мягкими бархатными низами, полнозвучными центральными нотами, замечательными свободно звучащими верхами. Александр Степанович всю жизнь уделяет особое внимание декламационной выразительности нения. «Слово дает музыке тему, и музыка должна выразить в звуках суть словесного образа», - говорит Александр Степанович. Он с благодарностью вспоминает замечательного дирижера В. Сука, который неустанно воспитывал у него хорошую дикцию и оказал большую помощь своими ценными советами.

В 1937 году А. С. Пирогов был награжден орденом Ленина. Эту награду, так же как и высокое звание народного артиста Союза ССР, певец заслужил многолетней деятельностью на благо отечественного музыкально-сценического искусства, одним из талантливейших мастеров которого по праву считается Александр Степанович Пирогов.

Александр Пирогов Александр Пирогов Александр Пирогов

Предлагаем почитать статьи о других солистах Большого театра: Мария Звездина, Софья Панова, Владимир Преображенский, Александр Радунский.