Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Александра Пирогова (Часть 1)

Александр ПироговПосле окончания гимназии он переехал в Москву, поступил на историко-филологический факультет университета и одновременно в класс пения Филармонического училища. Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции Александр Степанович был принят по конкурсу в передвижной театр Реввоенсовета республики и с группой агитаторов отправился на Украину. «Боевое крещение профессионала-певца, — вспоминает А. Пирогов, — я получил на фронтах гражданской войны. Первыми моими слушателями были красноармейцы». После окончания гражданской войны певец начал работать в Белорусской опере и Белорусском вокальном квартете. В 1922 году Пирогов возвратился в Москву и был принят в Экспериментальный оперный театр (б. Зимина). Дебютировал он в партии Орлика в опере Чайковсквго «Мазепа».

Дирижер оперы — замечательный музыкант Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов — сразу оценил выдающиеся вокально-сценические данные дебютанта. Уже на следующий день после первого выступления он предложил молодому певцу приготовить роль Мефистофеля в «Фаусте» Гуно. В очень короткий срок овладел Александр Степанович трудной партией. Через две недели он блестяще исполнил ее на сцене. За два года работы, кроме Орлика и Мефистофеля, он спел еще двенадцать партий, в том числе графа Сен-Бри в «Гугенотах», Собакина в «Царской невесте», Пимена в «Борисе Годунове», Гудала в «Демоне».

Александр ПироговВ эти годы учителем, советчиком и неизменным другом молодого артиста был его брат — Григорий Степанович. С исключительной заботливостью и вниманием относился он к творческому росту младшего брата. Громадный художественный и вокальный опыт помогли ему видеть уязвимые места в исполнении Александра Степановича, неукротимый, бьющий через край темперамент которого иногда мешал художественной законченности музыкального образа. Порою Александр Степанович злоупотреблял и мощностью звука. Выявляя эти недостатки, Григорий Степанович учил брата «властвовать собой», умело пользоваться средствами вокальной выразительности, подчиняя их содержанию той или иной оперной партии, постигая ее стилистические особенности.

В 1924 году Александр Степанович был приглашен в труппу Большого театра Союза ССР. Здесь, на лучшей оперной сцене страны, А. Пирогов сразу выдвинулся, с увлечением работая над порученными ему ролями. Оригинальной и смелой была его трактовка образа брамина Нилаканты в опере «Лакме». В роли князя Галицкого в опере «Князь Игорь» певец дал исторически правильную трактовку образа. Он не изображает Галицкого традиционным хмельным красавцем. В исполнении Пирогова — это разнузданный князь-насильник, порой теряющий человеческий облик.

Создавая образ Ивана Грозного в «Псковитянке», Пирогов нашел яркие краски, рисующие Грозного не только мрачным деспотом, но и проницательным государственным деятелем. Сквозь его леденящую жестокость проглядывают временами простые человеческие чувства. В сцене в тереме Токмакова, расспрашивая боярина об Ольге, царь неожиданно узнает, что встретил родную дочь. Целая гамма чувств вспыхивает в нем, отражаясь и в блестящей актерской игре и в выразительнейшем звучании голоса.

Александр ПироговЗа годы пребывания в Большом театре у артиста выработалось подлинно творческое отношение к методам сценической работы; следуя примеру великих русских певцов, он углубленно, серьезно изучает не только текст и музыку, но и исторические материалы, книги и документы, помогающие проникнуть в дух эпохи, ощутить реальный облик людей того времени, к которому относится действие оперы. «Когда у меня начинается работа с дирижером, — писал А. Пирогов, — когда я подхожу к разработке роли, к музыке, образ героя намечен уже мной до конца. Мне остается только расцветить этот образ по музыкальной канве. Так достигаются правдивость, убедительность сценического музыкального образа. Это большой, напряженнейший труд». С такими высокими требованиями подошел певец и к созданию образа Бориса Годунова. К подготовке этой роли он приступил не сразу. Несколько лет бережно вынашивал он свой любимый образ. Прославленные актеры В. Качалов и И. Москвин помогали певцу своими советами, И только тогда, когда он по-своему, правдиво и жизненно почувствовал облик героя, Александр Степанович исполнил впервые партию Бориса Годунова.

Это было 12 февраля 1929 года. С тех пор певец неоднократно возвращался к образу Бориса, продолжая находить все новые убедительные детали и штрихи, которые постепенно помогли ему создать глубоко психологический образ, принадлежащий к числу наиболее совершенных сценических творений Пирогова. Непримиримое противоречие между царем и народом — вот та основа бессмертной трагедии Пушкина, которая явилась руководящей идеей в трактовке роли А. Пироговым. На фоне непрерывно обостряющихся отношений царя с народом, которые усугубляются интригами «бояр крамольных», развивается и личная драма царя-убийцы.

 

 

Продолжение...

Александр Пирогов Александр Пирогов