Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Жизнь и творчество Александра Алексеева. Часть 1.

Гимназические года

К гимназическим годам относится первое выступление Алексеева в оперном спектакле. В 1913 году в Фергане, на любительской сцене был поставлен «Иван Сусанин» Глинки, в котором 18-летний юноша изображал польского воеводу. Мысль получить музыкальное образование, стать профессиональным певцом — окончательно утвердилась в нем. С этой целью он едет в Москву в 1915 году, тотчас после окончания гимназии. Случай приводит Алексеева к Н. П. Миллеру, известному в свое время оперному певцу, затем занявшемуся педагогической практикой. «Природные данные у вас богатые,— сказал он юноше, с волнением ожидавшему решения своей судьбы.— Но надо проститься с мыслью, что у вас баритон. У вас настоящий лирический тенор легкого звучания и полного диапазона, хорошей подвижности».

Взяв на себя заботу о вокальной подготовке Алексеева, Миллер назвал имена двух великих мастеров русского театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, у которых советовал учиться сценическому мастерству. Тут же Миллер дал еще один совет: «Голос весьма тонкий инструмент, так же сложно и искусство певца. Не всем оно дается даже при наличии голоса». И указав на пример Л. В. Собинова, который помимо класса пения в Филармонии, окончил юридический факультет, Миллер посоветовал Алексееву заручиться второй специальностью, на случай какой-либо неудачи в вокальной деятельности. В этом же году Александр Иванович стал студентом механического факультета Высшего Московского технического училища, где и проучился три года, одновременно занимаясь пением.

Талантливый красноармеец

1918 год открывает новый этап в жизни певца. Гражданская война застает Алексеева в Фергане, куда он приехал на каникулы. Александр Иванович добровольно вступает в ряды РККА в качестве рядового пехотного полка. Здесь Александр Иванович приобретает новую аудиторию, нового слушателя — непосредственного, горячего, благодарного. От этих времен — любовь Алексеева к красноармейским и партизанским песням. Слух о таланте молодого красноармейца скоро дошел до командования; тотчас следует приказ о более целесообразном использовании его дарования. Александра Ивановича зачисляют в Полит-отдел Ферганского Военного Комиссариата, поручив ему организовать красноармейскую художественную самодеятельность. Со свойственными ему увлеченностью и настойчивостью, Александр Иванович в короткий срок создает в частях гарнизона хоровые кружки, которые затем объединяет в большой хор, доходивший до шестисот человек. Обучая других, он, однако, помнит, что и ему еще надо очень много учиться. Алексеев посещает народную консерваторию, впервые тогда созданную в Фергане, оканчивает трехмесячные регентские курсы в Ташкенте, куда его командирует Политотдел облвоенкомата. Здесь же состоялось первое выступление на профессиональной оперной сцене. По предложению дирекции ташкентской оперы Алексеев спел партию Синодала в опере Рубинштейна «Демон». Этот спектакль позволил понять, что сценический опыт он приобретет только в театре, в непосредственной творческой работе. При помощи командования Политуправления Туркестанского фронта Алексеев едет вновь в Москву, твердо поставив своей целью стать артистом.

Возвращение в Москву

Москва 1919 года. Поздняя осень. Суровая пора в истории советского народа, мужественно боровшегося за жизнь молодой страны. Но несмотря на трудное время, искусство жило бурно и радостно. Вместе с другими молодыми певцами Алексеев пришел на испытания в театр художественно-просветительного союза рабочих организаций (бывшая частная опера С. Зимина). Ария Ионтека из «Гальки» Монюшко и каватина Князя из «Русалки» Даргомыжского составили его конкурсную программу. Несмотря на то, что у молодого певца, кроме партии Синодала, ничего не значилось в оперном репертуаре, его взяли в штат. Так нужны были свежие силы молодому советскому искусству. В театре Алексеев энергично работает над созданием оперного репертуара. Через три месяца после поступления он поет партию Трике в «Евгении Онегине» Чайковского. Еще спустя несколько месяцев поет Ленского, затем Грицько в «Сорочинской ярмарке» Мусоргского и другие ответственные партии. Чтобы приобрести сценический опыт, Алексеев одновременно вступает в состав мимического ансамбля.

Природная застенчивость постепенно преодолевалась, но до подлинного творчества было еще далеко. Недоставало руководителя, который указал бы путь к созданию сценического образа, научил бы достигать художественной правды. Но важно было одно. Музыкальная интуиция и непосредственность, искренность, присущие природному дарованию молодого артиста, уберегли его от штампов. от рутины, в то время еще властвовавших на оперной сцепе. Поиски ключа к сценическому мастерству привели Алексеева в оперную студию Константина Сергеевича Станиславского.

Продолжение...