Ранее: 1.
В АТМОСФЕРЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ
Моцарт «Свадьбы Фигаро» оказался особенно созвучным послереволюционной эпохе в Большом театре. Не только потому, что злободневным сделался социальный и моральный реванш третьего сословия. Экспериментальный театр и Моцарт удивительно подошли друг другу. Не случайно первый в Большом театре спектакль «Свадьба Фигаро» 1926 года под управлением дирижера Михаила Ипполитова-Иванова ставил Андрей Петровский, чье имя в первую очередь связано с постановками новаторских советских опер на сцене Большого в 1920-е годы. И следующая постановка «Свадьбы Фигаро», 1936 года, была экспериментом, но не режиссерским, а дирижерским. Под управлением австрийца Фрица Штидри, бежавшего от нацистов в СССР, а позже от Сталина - в США, «Свадьба Фигаро» в выдержанной режиссуре Бориса Зона приобретала необычную терпкость за счет новаторских музыкальных деталей. Кирилл Кондрашин вспоминал: «Штидри - ученик Малера, в общем, малерьянец, дирижер очень интересный, особенно в немецкой романтической музыке типа Вагнера, Брукнера... Но и Моцарта он делал очень интересно, хотя и очень своеобразно. Надо сказать, что Штидри правил карандашом буквально каждый такт партитуры, но вмешивался так мудро! На первый взгляд казалось, что он нарушает Моцарта: превращал четверти, написанные у Моцарта в конце фразы, в восьмые, но это было совершенно логично. Немножко он увлекался таким вот чрезмерно острым ритмическим рисунком, но надо сказать, что результаты были блестящи».
В 1950 году «Дон Жуан» вернулся в Большой театр под управлением Василия Небольсина и в постановке Тициана Шарашидзе. А в 1956-м, на сломе эпохи, когда впервые за десятилетие стало свободнее дышать, дирижер Борис Хайкин, художник Вадим Рындин и режиссер Борис Покровский осуществили премьеру «Свадьбы Фигаро», и этот спектакль стал одной из самых любимых моцартовских постановок в Большом советской эпохи. И дело здесь не только в хорошенькой солистке Ирине Масленниковой, исполнявшей Сюзанну, на которую ходила смотреть вся Москва. За те 20 лет, что спектакль был на сцене (а он прошел без малого 300 раз), в нем сменилось несколько составов исполнителей. Но общая атмосфера освобождения и веселья, в которой этот спектакль родился на сцене, оставалась в нем все те годы, что он шел в Большом. Премьера спектакля «Так поступают все женщины» 1978 года под управлением дирижера Юрия Симонова и в декорациях Валерия Левенталя была поставлена балетмейстерами Наталией Касаткиной и Владимиром Василёвым. Это был легкий, прозрачный спектакль, без морализаторства и избыточного реализма, ориентированный на молодые голоса, на новых солистов и вчерашних стажеров. Эту традицию вспомнили в 2012 году, когда артисты Молодежной программы Большого исполнили сокращенную концертную версию оперы в Зале Чайковского.
ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНТЕКСТ
Премьера «Свадьбы Фигаро» под управлением Петера Феранеца в 1995 году, поставленная режиссером Иоахимом Херцом в декорациях Петера Сикоры, открыла новую главу в истории Большого театра. Благодаря успеху и неожиданно высокому качеству этой постановки, первой работы Феранеца в Большом, продержавшейся в репертуаре, впрочем, всего три года, музыкант был приглашен на должность главного дирижера. Именно с тех пор европейский контекст и европейский масштаб моцартовских постановок в московском театре стали восприниматься как должное. «Волшебную флейту» 2005 года в постановке Грэма Вика, декорациях Пола Брауна и под управлением Стюарта Бэдфорда критика восприняла неоднозначно. Приемы площадного театра и Моцарт оказались трудносовместимы в сознании меломанов. Однако главным было все же не это, а готовность и возможность труппы Большого театра исполнять Моцарта на высоком музыкальном уровне, полностью на немецком языке, без перевода диалогов.
«Дон Жуан» 2010 года, осуществленный дирижером Теодором Курентзисом и режиссером Дмитрием Черняковым, стал копродукцией Большого театра и оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе, театра Real в Мадриде и Канадской оперной компании в Торонто. Этот спектакль реализовал все современные механизмы международного оперного производства, начиная от введения функции «драматурга» (создателя концепции постановки), которым выступил критик и литературный деятель Алексей Парин, и заканчивая кастингом иностранных солистов на главные партии.
Из труппы Большого в премьерных показах «Дон Жуана» участвовала только Екатерина Щербаченко, а также артистка Молодежной программы Алина Яровая. В январе 2014 года силами Молодежной программы Большого театра, молодых солистов и приглашенных артистов полусценическая версия «Свадьбы Фигаро» была представлена в театре, а позже в Санкт-Петербургской филармонии под управлением британского дирижера Уильяма Лейси. После концерта критик Владимир Дудин написал: «Большой театр и Моцарт пока продолжают оставаться явлениями несинонимичными, но динамика стремительно меняется... В мае этого года в театре ожидается премьера оперы «Так поступают все». Исполнение «Свадьбы Фигаро» стало превосходным доказательством того, что в империи Большого театра готовы «прописать» Моцарта со всеми его условиями.»
Источник: Большой театр