«Так поступают все, или Школа влюбленных» - пока не самая известная в России опера Моцарта. В мае театр покажет ее новую постановку
Существует предвзятое, но твердое убеждение, что Моцарт - композитор не для Большого театра. Его оперы здесь ставились редко, шли недолго, успеха не имели и были рассчитаны на реализацию иных вокальных талантов, чем те, которыми традиционно обладала труппа Большого. Это утверждение верно лишь отчасти. Моцарт, и в самом деле, появлялся на афише Большого театра не так регулярно, как в других имперских столицах. Но его судьба в Большом отражает восприятие и место Моцарта в российской культуре. А здесь венского классика хорошо знали уже с конца XVIII века.
Говорят, что еще в 1981 году Павел I, тогда наследник престола, посетил в Вене при дворе Иосифа II состязание Моцарта и Клементи, выступавших в качестве пианистов-импровизаторов. А в 1791 году, перед самой своей смертью, Моцарт вел переписку с российскими дипломатами о приглашении приехать и, возможно, остаться на службе в России. «Волшебную флейту» поставили в Санкт-Петербурге в 1795 году. А московским Моцартом стал Моцарт романтический, автор «Дон Жуана» прежде всего. Лишний человек с таинственной судьбой и трагической смертью, желающий «изведать тайны фоба», а вовсе не солнечный и простодушный гений. Моцарт - миф, сочиненный Пушкиным и созвучный пушкинской эпохе; таким был дорог Москве автор «Дон Жуана». Представляется неслучайным, что замысел «Маленьких трагедий> возник у Пушкина в 1826 году, на следующий год после премьеры «Дон Жуана» в Большом.
ПОЛУВЕКОВОЙ ПЕРЕРЫВ
После спектакля 1825 года (дирижер Фридрих Шольц, режиссер К. Малышев) моцартовского «Дон Жуана» возобновляли в Большом театре в 1835 (дирижер И. Фельцман, режиссер Алексей Акимов), в 1882 (дирижер Ульрих Авранек, режиссер Антон Барцал), в 1886 (дирижер Ипполит Альтани, режиссер Барцал) и в 1894 (дирижер Ипполит Альтани, режиссер Владимир Стерлигов) годах. А в XX веке в истории постановок этой оперы в Большом наступил перерыв на целых 50 лет. С одной стороны, свое место на императорской сцене занимали оперы русских композиторов, с другой - все сильнее покорял москвичей Верди. Моцарт казался и слишком архаичным, и слишком виртуозным.
Новые музыкальные пристрастия диктовали иной вокальный стиль, уводивший прочь от мистического и мрачного Моцарта, каким он был любим в XIX веке. В 1906 году в Большом поставили «Волшебную флейту». Поставили как символистскую сказку, подобно «Синей птице» Метерлинка, в которой волшебным соловьем оказалась Антонина Нежданова, исполнительница партии Царицы ночи, чье пение вызывало у современников множество красочных ассоциаций. Как написал критик, «когда г-жа Нежданова брала трехчертное фа в арии Царицы ночи, эти звуки таинственно вибрировали, не становились холодно-прозрачными или холодно-блестящими».