Мазепа
В Большой театр возвратилась опера П.И. Чайковского «Мазепа». Последний раз на сцене театра ее ставил 20 лет назад Сергей Бондарчук. На этот раз за столь масштабное произведение взялся знаменитый Роберт Стуруа – драматический режиссер. «Мазепа» – это не самая репертуарная опера в творчестве композитора Чайковского. Именно поэтому все с нетерпением и волнением ждут новую постановку «Мазепы». Возможно, Роберту Стуруа удастся сделать ее классикой Большого театра.
Фигура Ивана Мазепы, выписанная в поэме А.С. Пушкина «Полтава» как образ предателя и злодея, волновал многих. Но только Чайковский осмелился вынести это имя в название оперы. Было бы неправильно видеть главную тему этого произведения как националистическую. В ней разворачивается личностная драма главных героев. Поэтому к образу гетмана-изменника обращались и европейские романтики: Байрон и Виктор Гюго. П.И. Чайковский несколько переосмыслил поэму Пушкина. Например, соперника Мазепы, нежно влюбленного в Марию, Андрея он сделал полноценным персонажем. В новом финале Мария поет трогательную колыбельную над телом умирающего Андрея. Он представляется сошедшей с ума женщине спящим ребенком.
Качество музыки к опере «Мазепа» ничем не уступает «Евгению Онегину». Поэтому западный зритель, не очень понимающий, что такое «mazepa», с удовольствием ходит на оперу и покупает записи.
Будем надеяться, что новая постановка оперы поднимет ее на должный уровень, и она украсит репертуар Большого театра.