Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Спектакли прошлых лет: "Декабристы" (1958 г.), Часть 1

ДекабристыНапоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти...» — в этом видел поэт-декабрист К. Рылеев «священную цель поэзии». Раскрывающиеся в произведениях искусства героические образы прошлого нашей Родины — и, прежде всего, борцов за ее свободу — воспитывают в советских людях чувство национальной гордости, утверждают сознание исторической закономерности революционных завоеваний нашей великой эпохи, укрепляют веру в будущее. Не случайно историческая тема так часто привлекает внимание советских художников.
В этом отношении показательно творчество выдающегося советского композитора Юрия Александровича Шапорина, которого можно было бы назвать музыкальным летописцем русской истории. Все его крупные произведения посвящены героическим событиям национальной жизни народа, проникнуты глубоким патриотическим пафосом. Таковы симфония, посвященная Великой Октябрьской социалистической революции, симфония-кантата «На поле Куликовом», оратория «Сказание о битве за русскую землю», кантата «Доколе коршуну кружить?» (баллады о войне и мире), музыка к спектаклям и кинофильмам «Штурм Перекопа», «Победители», «Минин и Пожарский», «Суворов», «Кутузов», наконец, опера «Декабристы».
Замысел оперы композитор вынашивал много лет. Его друг, выдающийся советский писатель Алексей Толстой, написал первый вариант либретто оперы, основой которого являлась история любви одного из декабристов. Однако в процессе длительной работы над произведением композитор существенно отошел от первоначального замысла и поставил своей главной задачей запечатлеть образы вождей и участников восстания 14 декабря 1825 года — первых русских революционеров, как назвал декабристов В. И. Ленин.
Последнюю редакцию оперы Шапорин завершил в содружестве с поэтом Вс. Рождественским. Многие важные детали были внесены в оперу в процессе длившейся почти два года совместной работы авторов с коллективом Большого театра СССР. 23 июня 1953 года опера Шапорина была впервые показана советским зрителям.
ДекабристыУспех «Декабристов» на сцене Большого театра объясняется прежде всего высоким поэтическим строем образов оперы, реалистической правдивостью и эмоциональной силой музыки. Оставаясь верным принципам русской оперной эстетики, Шапорин не изменяет своим склонностям лирического художника. Его внимание привлекает не столько драматизм действия, сколько раскрытие переживаний героев, их высоких гражданских чувств и помыслов. С этим связано своеобразие драматургии оперы: широта и обилие ариозно-мелодических и ансамблево-хоровых форм, неторопливое развертывание действия, свободное, плавное развитие музыкальных мыслей.
Девять картин оперы раскрывают перед зрителем основные этапы героической эпопеи восстания на Сенатской площади, показывают его вдохновителей и участников; это—полковник Пестель, поэт Рылеев, Каховский, гвардейские офицеры Александр Бестужев, князь Трубецкой, Якубович, Щепин-Ростовский.
Композитор стремится показать идейную сплоченность декабристов, их пылкую преданность свободе и ненависть к тирании. Этот замысел получает свое художественное выражение в музыкально-образном единстве характеристик героев оперы.
Музыкальные характеристики декабристов тесно связаны с интонациями русской гражданской песенной лирики и революционных гимнов. Благодаря этому в опере правдиво воспроизведены революционно-героический дух восстания и исторический колорит эпохи. С особой яркостью они воплощены в патриотическом хоровом гимне декабристов на слова Пушкина:
Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена.
Этот гимн имеет значение основного лейтмотива оперы, выражая не только непреклонную веру декабристов в свое правое дело, но главное — историческое значение начатой ими борьбы; «...их дело не пропало», — писал В. И. Ленин, подчеркивая преемственность русского революционного движения от восстания на Сенатской площади.
Образам декабристов в опере противостоят образы представителей феодально-помещичьего лагеря. Крепостническое государство олицетворяют фигуры царя Николая I, помещицы Щепиной-Ростовской (матери декабриста), предателя Ростовцева. Антагонизм этих двух групп действующих лиц композитор показывает, противопоставляя широкой, открытой, напевной лирике декабристов декламационно-речитативные партии представителей помещичье-дворянского общества. В столкновении этих двух лагерей — и на широкой общественно-государственной арене, и в личном, интимном плане — заключается основной драматический конфликт оперы, обусловливающий подлинную трагедийность ее звучания.

Продолжение...